Искусство императорских дворцов

Искусство Императорских дворцов

Экспозиция аванзала и анфилады «Центра Искусств. Москва» посвящена искусству Императорских дворцов. Представлена живопись, происходящая из собраний российских императоров, великих князей и княгинь, а также художники, ценимые Императорским домом Романовых.

В начале анфилады демонстрируется собрание полотен популярных художников рубежа XIX – XX веков: Гавриила Павловича Кондратенко и Виктора Павловича Батурина. Анфилада дополнена произведениями одного из любимых мастеров Романовых – картинами Ивана Айвазовского.

Иван АЙВАЗОВСКИЙ, Заход солнца, 1891

В основной части анфилады экспонируется пейзажная живопись. Картина кисти Федора Александровича Васильева (1850 – 1873) «Вид Ай- Петри с Мисхора» (1873) является одной из последних в художественном наследии мастера, прожившего всего 23 года. Великий князь Владимир Александрович сделал заказ Васильеву на исполнение четырех панно для ширмы, которые создавались в подарок императрице Марии Александровне. Об этом заказе известно из письма Ф. А. Васильева к И. Н. Крамскому от 7 августа 1872 года. В письмах от 25 и 26 февраля 1873 года художник сообщает, что уже выполнил эскиз для будущих панно, указывая их размеры, названия двух первых работ, цвет ширм – черный. «Вид Ай-Петри с Мисхора» – первое из этих панно. В силу болезни художник уже не смог закончить работу над всеми панно.

Федор ВАСИЛЬЕВ, Вид Ай-Петри со стороны Мисхора, 1873

В центральной части анфилады представлена самая репрезентативная публично экспонируемая коллекция картин Ивана Федоровича Шультце (1874–1939). Художник света, вдохновленный наследием А. И. Куинджи, дружил с семьей Романовых и великой княгиней Ольгой Александровной, ценившей его талант. Вскоре после Революции Шультце эмигрировал во Францию, где обрел невероятную популярность. А в США пресса называла его «любимом художником царской семьи». Ныне живопись Шультце скупо представлена несколькими картинами в фондах музеев в Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Иркутске. В мире наследие Шультце обширно представлено в частных собраниях и музеях США и Канады.

Иван Федорович Шультце
«Средиземноморский сад» (около 1925)

С великой княгиней Ольгой Александровной связано другое полотно из экспозиции анфилады – «С отъездом» (1880) Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Именно оно долгое время хранилось в личном собрании великой княгини и даже было увезено вместе с ней в эмиграцию в Данию. Через много лет художник напишет о полотне в своих воспоминаниях «Давние дни»: «Через год, на третью ученическую выставку я поставил картину более сложную, из трех фигур. Называлась она «С отъездом». Из «подворья» провожали уезжающего купца, его обступили услужливый швейцар, «номерной», в ожидании «на чаек». Затея немудреная, написана картина была вся с натуры, с претензией на «экспрессию», столь тогда ценимую.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» – Ему ответили: «Нестерова». – Я замер. – Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» – пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту!».


Михаил Васильевич Нестеров
«С отъездом» (1880)

В анфиладе экспонируется обширная коллекция пейзажной, портретной и жанрово-бытовой живописи самых именитых художников-академистов, передвижников и мастеров салонного искусства, среди них – братья Чернецовы, Карл Брюллов, Михаил Клодт, Гавриил Кондратенко. Отмеченные членами династии Романовых, классики российской истории живописи и их полотна позволяют составить полное представление об эволюции русского искусства XIX века.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчёт.