Иван ШУЛЬТЦЕ, Солнце в лесу, 1916
ШУЛЬТЦЕ Иван Федорович
(1874 – 1939)
Солнце в лесу, 1916

Провенанс:

Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва».

Иван Шультце известен как пейзажист, маринист; мастер светотеневых эффектов и представитель русской школы люминизма. Сейчас и в прошлом зрители, коллекционеры отмечают необычайные световые эффекты на картинах мастера. Во французской и американской прессе тех лет слова «эффекты» (effets и effects) и слова, связанные со «светом» (lumière, clair, rayon de soleil, luminosity) сопровождали статьи о выставках Шультце. Живопись Шультце стоит отнести к люминизму (lumen. лат. — свет). Картины Шультце, как и работы других люминистов, характеризует изображение яркой солнечной погоды, освещенного луной пейзажа, почти полное отсутствие стаффажа. Цветовая палитра люминистов строится на контрасте. Подобная оптика использовалась в фотографии, а в живописи — у учителя Шультце Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи. Поэтому в историю искусства Шультце вошел как представитель русской школы люминизма (lumen лат. – свет).

Обращаясь к приемам живописной школы Архипа Куинджи, Иван Фёдорович Шультце работал со светом и цветом за границами национальных видовых мотивов, поэтому после эмиграции в Париже, Лондоне и США картины Шультце быстро завоевали любовь широкой публики и коллекционеров по всему миру. Его полотна экспонировали самые известные галереи Парижа, Лондона, Чикаго и Нью-Йорка: Жерар Фрере, Артур Тусс, Джон Леви, Артур Акерманн и Эдуард Жонас. С восхищением о Шультце писали ведущие европейские и американские газеты: la Liberté, le Figaro, Beaux-arts, New York Times, the New York herald, Illustrated London news, Westminster Gazette, Art News, American Magazine of Art. Обобщая эстетическую красоту картин Шультце, газета “London Times” писала о творчестве художника: «Надо увидеть, чтобы поверить». Изображение хвойного леса – один из ведущих мотивов дореволюционного творчества Ивана Шультце.

Композиция «Солнце в лесу» 1916 года – одна из ярких дореволюционных и относительно ранних картин мастера. Художник воспроизводит свет, интенсифицируя мимолетное, но красочное природное явление в цвете. Шультце не пишет ели полностью, его не интересует величавость русского леса, как его предшественника Ивана Шишкина, мэтр воспроизводит конкретную реальность света, делает акцент на его материальности, фактуре, насыщенности.

Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».