В экспозиции «Центра Искусств. Москва» отдельный зал отведен памятникам иконописи XVII – начала XX века из частных собраний. Два памятника также имеют высокое религиозное и сакральное значение, поскольку включают в себя два мощевика: икона Преподобного Сергия Радонежского и икона-складень с образом Николая Чудотворца.
Икона Сергия Радонежского имеет в нижней части углубление для мощевика, в окладе в этой части расположен небольшой выдвижной ящик, содержащий частицу фаланги пальцы Сергия Радонежского. Икона была написана в последней трети XIX века в мастерских, связанных с Троице-Сергиевой лаврой. Иван Матвеевич Малышев (1802 – 1880) был ведущим иконописцем лавры, руководил и преподавал в иконописной школе при монастыре. Его искусство впитало элементы академической живописи, традиции монастырской и палехской иконописи. В окладе объединены элементы византийского и русского декоративно-прикладного искусства, а также стиля модерн. Клейма свидетельствуют об изготовлении оклада в мастерской Станислава Ивановича Франца в 1908 – 1917 годах.
Икона-складень «Святого Николая Чудотворца» с медальоном-мощевиком хранит частицы мощей и ризы святителя Николая, что делает ее уникальным памятником духовно-религиозного и художественного характера. Слева под образом Богоматери, написанной в образе Невской Скоропослушницы, восходящей к образу Путеводительницы расположена надпись: «Престая Бце // услыши и спси // нас гръшных». Под образом Спасителя справа также расположены плата с надписью: «Многомлтиве Гди // помилуй нас // молящихся тебе».
Изображение Николая Чудотворца, Богоматери и Спасителя отсылает к Никейскому Чуду, состоявшемуся, по преданию, на Никейском соборе в 325 году. На соборе александрийский пресвитер Арий отказывался признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу и, распространяя свои убеждения в народе, имел довольно много последователей. Его ересь была названа арианством. Чтобы пресечь возрастающее влияние арианства, в 325 году был созван Никейский собор, на котором учение Ария было осуждено. Согласно житию Дамаскина Студита, на соборе присутствовал Николай, который в присутствии императора дал Арию, оскорбившему Святую Троицу, пощечину. За это он был заключен в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства — омофор и Евангелие.
Миниатюрная живопись профессионального иконописца близка по личному письму мастерским Гурьянова и Чирикова, мстерских мастеров, которые работали в Москве. Икона помещена в складень с декоративной гравировкой и украшением в виде латинского креста, отсылающего к древнейшему Христианству. Вмонтированный медальон исполнен в стилистике второго барокко и характерна для римских мастерских второй трети XIX века. Мощи святого Николая редко встречаются во вложениях в реликварии и иконы, что придает складню сакральное значение.
В экспозиции «Центра Искусств. Москва» представлены иконы мастеров Оружейной палаты: «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» и «Чудо Георгия о змие».
Образ «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» представляет собой яркий пример высокой иконописной традиции Оружейной палаты начала XVIII столетия. Его композицию отличают несколько деталей, восходящих к иконе XIV века на этот же сюжет из Успенского собора Московского Кремля. Известно, что этот образ был среди тех древних икон Успенского собора, которые в 1700 году по заказу патриарха Адриана поновляли ведущие царские изографы. С кремлевской иконой Троицы, которую поновлял известный иконописец Тихон Филатьев, представленное произведение роднят жест благословляющей руки центрального ангела, которую он простирает перед собой, аналогичный рисунок сцены заклания тельца слугой и стола с яствами на нем. Очевидно, что образ был написан вскоре после завершения реставрации икон Успенского собора в первые годы XVIII века художником, состоявшим в штате Оружейной палаты и хорошо знакомым с осуществлявшимися в ней работами.
С Оружейной палатой связан и редчайший по своей иконографии образ «Чудо Георгия о змие» конца XVII столетия из собрания «Центра Искусств. Москва». Образ украшен по полям серебряным басменным окладом. Его уникальная особенность – изображение у ног коня святого воина останков жертв дракона – отданных ему на съедение жителями города прекрасных девушек. Издавна присущая западноевропейской иконографии «Чуда Георгия», эта деталь совершенно не характерна для восточнохристианского искусства. На русскую почву она попала, скорее всего, не напрямую, а в греческой интерпретации, поскольку уже с XVI столетия греческие, и прежде всего критские, мастера находились под сильным влиянием западных композиционных схем.
Большинство икон в экспозиции украшены драгоценными окладами, созданными во второй половине XIX – начале XX столетия. Это настоящие произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные известными ювелирными мастерскими Москвы, украшенные эмалями и каменьями. В экспозиции представлены иконы в окладах ведущих мастерских, среди них – оклады И. Ф. Тараброва, братьев Захаровых, С. И. Жарова, А. И. Кузмичева, И. А. Алексеева, Я. Ф. Мишукова и других.
Одна из жемчужин зала – работа Виктора Васнецова «Мадонна с Младенцем», выполненная по завершению иконостаса Владимирского собора в Киеве и повторяющая монументальный образ его кисти.
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».