Итальянская живопись XIV – XVI веков из частных собраний

Итальянская живопись XIV – XVI веков из частных собраний

Реэкспозиция зала итальянской живописи «Центра Искусств. Москва» посвящена художественной эволюции искусства в Италии от Проторенессанса и итальянских примитивов до эпохи Возрождения.

Несмотря на появление светских композиций в искусстве, художники эпохи Возрождения никогда не отказывались от религиозных сюжетов. Живопись религиозного характера широко представлена на выставке. В Италии процесс обновления художественного языка начался в эпоху так называемого Проторенессанса (или Предвозрождения 1200 – 1300-е годы). В истории искусства термином «итальянские примитивы» обозначают религиозные композиции, для которых характерна ориентация на средневековую изобразительность и локальный колорит. В экспозиции искусство Проторенессанса и итальянские примитивы представлены работами мастеров XIV века. В обновлении искусства эпохи Возрождения была ощутима тенденция к наглядно-предметному отражению реальности, что отражено в представленных на выставке произведениях XV века. Обращение к античному наследию и формам постепенно обретало все большее значение. Именно в эпоху Ренессанса утверждается пейзаж в живописи.
МАСТЕР САН ЯКОПО А МУЧЧИАНА (Работал во Флоренции между 1390 – 1420) «Мадонна с младенцем во славе со св. Иоанном Крестителем, Юлианом Странноприимцем и двумя мучениками» 1410-е года, Частное собрание на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»

Экспонируемые флорентийские и сиенские памятники XIV – начала XV века отмечены использованием золотого фона, объединением средневековой, условно-линеарной манеры  с тенденцией к некоторым проявлениям натурализма в трактовке образов. Североитальянская живопись эпохи раннего Возрождения представлена уникальной композицией Франческо Бенальо «Христос с орудиями Страстей», где средневековая конкретная повествовательность (подробное изображение орудий Страстей), использование темперы совмещены с натуралистичными тенденциями в изображении пейзажа и в пространственном построении.

benaglio
ФРАНЧЕСКО БЕНАЛЬО, Христос с орудиями Страстей, около 1460 года, Частное собрание на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»

Уникальным памятником декоративно-прикладного искусства и живописи является триптих, выполненный в технике пастильи, совмещающий художественные традиции византийской школы и привнесенное из Франции готическое наследие. Переносной триптих-складень был создан двумя дистантными по стилю мастерскими из единого культурно-исторического региона Средиземноморья (Венеция и Крит). Триптих создан в мастерской так называемой Кливлендской шкатулки (или в Мастерской главной берлинской шкатулки) в Венеции или Ферраре в конце XV века. Икона Богоматери в центре была написана в мастерской Андреаса Рицоса или его сыном Николаосом Рицосом. Мастерская семьи Рицоса продолжала на Крите традиции византийской иконописной школы. Триптих относится к редким предметам искусства, исчезнувшим вследствие хрупкости. Он создан из пастильи (от итал. pastiglia – «лепешка», «комок теста»). Техника была особо популярна в эпоху Ренессанса. До нашего времени сохранилось около 290 шкатулок меньшего формата, созданных с помощью пастильи.

pastiglia_triptych
МАСТЕРСКАЯ КЛИВЛЕНДСКОЙ ШКАТУЛКИ или МАСТЕРСКАЯ ГЛАВНОЙ БЕРЛИНСКОЙ ШКАТУЛКИ, Триптих, до 1503 года, Частное собрание на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва»

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчёт.