В историческом зале «Центра Искусств. Москва» представлена батальная и историческая живопись из императорских коллекций. В экспозиции представлены полотна российских, немецких и английских мастеров, среди них – В. П. Bиллевальде, А. В. Виллевальде, Людвиг Эльсхольц, Адольф Шарлемань, Отто Густав Шварц, Джордж Доу, Карл Фридрих Шульц, Генрих фон Майр, Н. Е. Сверчков, Жорж Беккер, А. П. Швабе, Н. С. Самокиш, А. И. Гебенс. Значительная часть полотен посвящена Отечественной войне 1812 года и заграничным походам российской армии. Многие из полотен имеют знаменательный провенанс из императорских дворцов или коллекций российских государей.
ШУЛЬЦ КАРЛ ФРИДРИХ (1796 – 1866)
«Эпизод из кампании 1812 – 1814 годов. Бородинский бой: атака французских кирасир на русскую пехоту» 1843
Провенанс:
Личная коллекция Николая I, Новоцарскосельский дворец (ныне Александровский); Частная коллекция, Москва.
ЛЮДВИГ ЭЛЬСХОЛЬЦ (1805 – 1850)
«Эпизод из антинаполеоновской кампании 1813-1814 годов. Французская кавалерия отбивает атаку» 1841
ЛЮДВИГ ЭЛЬСХОЛЬЦ (1805 – 1850)
«Сражение при Денневице 1813 года» 1842
В историческом зале центральную стену украшает «Портрет Александра I» (1826) кисти прославленного английского мастера Джорджа Доу (1781– 1829). Парадный портрет Императора-Триумфатора, так тогда называли Александра I за победу над Наполеоном, происходит из собрания баденского княжеского дома (Новый дворец в Баден-Бадене).
Другой жемчужиной коллекции является картина художника французского происхождения Адольфа Шарлеманя «Александр I диктует требование о сдаче Парижа» (1877 год). Полотно относится к редким иконографиям Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов российской армии. Согласно военному историку, участнику описываемых событий Александру Ивановичу Михайловскому-Данилевскому, Александр I остановился в замке недалеко от Парижа. К нему был приглашен французский офицер Пейр, который, по плану, должен был передать Наполеону просьбу русского императора о сдачи Парижа. Александр I признавался, что ведет войну против Наполеона, а не против Франции. Сопровождать француза было поручено Михаилу Федоровичу Орлову, которого Александр I уполномочил вести переговоры о бескровном вступлении в город. На картине изображены слева направо француз Пейр, полковник Орлов, Александр I, генерал-лейтенант граф Павел Андреевич Шувалов, статс-секретарь Васильевич Нессельроде и крайний справа создатель официальной истории Отечественной войны Данилевский. Дед автора картины Жан-Батист Шарлемань-Боде был приглашен в Петербург Екатериной II. Поскольку художник много работал по заказу дома Романовых, даже получил в 1873 году звание художника Его Императорского Величества, историки предполагают, данную акварель поступил именно от них, и она когда-то хранилась в Зимнем дворце в Петербурге, а сейчас полотно находится в экспозиции «Центра Искусств. Москва». 31 марта 1814 года российские войска во главе с императором Александром I вступили в Париж. Падение столицы Франции стало завершающим сражением Наполеоновской кампании 1814 года, после которого 6 апреля того же французский император Наполеон I Бонапарт отрекся от трона. Подписание акта отречения не помешало неутомимому корсиканцу в 1815 году попытаться вновь вернуть власть время «ста дней».
Значительная часть экспозиции полотна Богдана Виллевальде. Художник родился в семье выходца из Баварии в Павловске. Прошел обучение у Карла Брюллова и у Александра Зауервейда. Долгое время возглавлял класс батальной живописи в Императорской Академии художеств. Среди его учеников были – А. И. Шарлемань, Н. Г. Шильдер, Н. С. Самокиш. Работал по заказам российской императорской семьи.
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций центра. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».