ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО БАРОККО
Итальянская, немецкая, голландская и фламандская живопись XV – XVII веков из частных собраний
«Центр Искусств. Москва» представляет реэкспозицию из более двадцати произведений итальянской, немецкой, голландской и фламандской живописи XV – XVII веков из частных собраний. Реэкспозиция «От Возрождения до барокко» познакомит зрителя с художественной эволюцией от колыбели Возрождения в Италии через Северный Ренессанс к революции голландского барокко XVII века; от примитивов Проторенессанса к тональному пейзажу XVII века.
Несмотря на появление светских композиций в искусстве, художники эпохи Возрождения никогда не отказывались от религиозных сюжетов. Живопись религиозного характера широко представлена на выставке. Среди художников, чьи произведения представлены в «Центре Искусств. Москва» – мастера сиенской, флорентийской, венецианской и североитальянской школ: Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Франческо Бенальо, Никколо ди Томмазо и другие. В экспозиции находятся работы неизвестных художников немецкой и австрийской школ Северного Возрождения.

Сано ди Пьетро.
Мадонна с Младенцем, св. Иеронимом и св. Бернардином Сиенским, окруженные шестью Ангелами. Около 1460 – 1470

Мастер Флокского алтаря.
Осмеяние Христа. Между 1515 и 1520
Живопись барокко представлена на выставке пейзажными и жанровыми работами редких и именитых голландских художников, среди них – Ян ван Гойен, Клас Моленар, Исаак ван Остаде, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Хендрик Мартенс Сорг, Симон Кик. Фламандская живопись представлена двумя картинами Давида Тенирса Младшего и панелью последователя Франса Франкена Младшего. В 1620-е годы в живописи Нидерландов произошла художественная революция: появился тональный пейзаж. Такие почти монохромные пейзажи по воспроизведению световоздушной атмосферы приближались к реалистичному воспроизведению натуры. В противовес фламандским коллегам, использовавшим локальный колорит и так называемую «трехцветку» (использование коричневого, зеленого и голубого планов в пейзажах), голландцы ограничили цветовую гамму, используя оттенки серого, коричневого и оливкового для пейзажной живописи.

Клас Моленар. Приморский пейзаж. 1657

Ян ван Гойен. Речной пейзаж. 1654