Русский лес. Шедевры пейзажной живописи из частных собраний

Русский лес. Шедевры пейзажной живописи из частных собраний

Камерная выставка русской пейзажной живописи в «Центре Искусств. Москва» объединяет наследие художников XIX – начала XX века. Образный ряд экспозиции – суть разнообразие русского леса – сосновые боры, заросшие лесами берега реки Катунь, крымские кипарисы, заснеженные ели, алтайские горы, дремучие леса…

Выставка «Русский лес» представляет полотна редких и именитых русских пейзажистов  XIX – начала XX века, академиков и профессоров Императорской Академии художеств, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Среди них – Н. Н. Дубовской, И. Э. Грабарь, Н. А. Сергеев, А. А. Киселев, С. Ф. Федоров, Р. А. Берггольц, Ю. Ю. Клевер, Г. И. Гуркин (Чорос), А. И. Мещерский.

Вход на выставку «Русский лес» предваряет картина Николая Дубовского (1859 – 1918) – академика и члена Совета Императорской Академии художеств, члена и одного из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок. Современник Дубовского Яков Минченков так вспоминал известного передвижника: «…его идеализм, скорее романтизм, отход от прозы жизни, стремление перешагнуть грань реального и уйти в особый мир отвлеченной мысли и мечты…». Подобный уход от прозы жизни, которая воспроизводилась наиболее радикальными передвижниками, очевиден в картине «Буря пришла» (1899 – 1906) из частной коллекции. В произведении художник запечатлел сложное световое явление перед грозой. Аналогичный мотив мастер изобразил в знаменитой картине «Притихло» (1890), приобретенной императором Александром III, а авторский повтор – Павлом Третьяковым. Так о полотне писал мастер: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии».

Н. Н. Дубовской. Буря пришла, 1899 - 1906. Частное собрание

Академическую живопись на выставке представляет полотно «Сборщицы трав» (1906) академика Императорской Академии художеств Николая Сергеева (1855 – 1919). Мастер часто обращался к образам среднерусской и южнорусской природы, тихих мест в деревенских окрестностях, озер и прудов. Картины Сергеева приобретались императорами (Александром III) и членами семьи Романовых.

Н. А. Сергеев. Сборщицы трав, 1906. Частное собрание

На выставке представлено шесть произведений Юлия Клевера (1850 – 1924). Его полотна высоко ценятся современными российскими коллекционерами. При жизни мэтра его работы приобретались Романовыми и аристократами, среди них были – император Александр II, Великая княгиня Мария Николаевна, граф П. С. Строганов, купец П. М. Третьяков. Популярность Клевера при жизни была обязана высокой работоспособности и романтической атмосфере, особой загадочности в его композициях.

Русскую пейзажную живопись XIX века и связанный с ней образ леса невозможно представить без наследия Ивана Шишкина. Его влияние представлено на выставке двумя учениками – произведением Семена Федорова (1867 – 1910) и работами Григория Гуркина (Чороса, 1870 – 1937). Чорос-Гуркин – российский (по происхождению – телеут) и советский живописец, уроженец Алтая, ученик Ивана Шишкина. У Шишкина Григорий Гуркин учился всего полгода. Однако за столь короткий срок он изучил фирменные приемы «царя леса» в изображении сосен. Гуркин писал свободнее и более импрессионно, будучи художником уже следующего витка развития искусства. После недолгого периода подражания Шишкину живописец встал на собственный путь. С 1903 года начинается творческая зрелость художника. Картина «Река Катунь» из экспозиции Центра характеризует зрелое наследие Чорос-Гуркина, воплотив в живописи эпическое величие Алтая.

Г. И. Чорос-Гуркин. Река Катунь, 1906. Частное собрание

Русский импрессионизм представлен на выставке картиной «Зима. Ели в инее» русского и советского пейзажиста Игоря Грабаря (1871 – 1960). Мастер всегда восхищался русским лесом зимой: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».

Цель выставки – продемонстрировать тематическое и стилистическое разнообразие русского пейзажа XIX – начала XX века. Картины мастеров академической и реалистической живописи, последователей импрессионистического метода в живописи представлены в едином пространстве.