Михаил АЛИСОВ, Лодка на берегу. Вид на Аю-Даг, 1894

АЛИСОВ Михаил Александрович
(1859 – 1933)
Лодка на берегу. Вид на Аю-Даг, 1894

Провенанс:

Частная коллекция на временном экспонировании в «Центре Искусств. Москва».

Марины Михаила Алисова более камерные, зритель не найдет в них страстей, как например, в наследии Ивана Айвазовского. В спокойной трактовке мотива русской природы он развивает реалистические достижения передвижников А. А. Киселева и Н. А. Дубовского. Игра света на других полотнах Алисова вторит художественным достижениям А. И. Куинджи, поэтому в истории искусства Михаила Александровича причисляют к люминизму. Бушующее море у Алисова – дань уважения его учителю И. К. Айвазовскому.

Сходство горы Аю-Даг с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, издавна вызывало удивление и породило множество легенд. Одна из них повествует о том, что давным-давно громадный медведь долго бродил по горам и лесам, сокрушая все на своем пути. Под тяжестью медведя ползла земля по склонам гор, обнажая голые скалы, рушились и перемещались к морю целые вершины. Но когда медведь достиг цветущей Партенитской долины, решил остаться здесь навсегда. Утомленный долгими странствиями медведь наклонился к морю, чтобы напиться воды. Пил долго и жадно, да так по велению морского бога и застыл, окаменев и превратившись в огромную гору.

Будучи жителем Крыма во время периода обучения у Ивана Айвазовского, Алисов не мог не написать прекрасный Аю-Даг, который так вдохновлял и его учителя.

Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».