(Антверпен, 1601 – 1678)
(Антверпен, 1605/1610 – 1672)
Венера в кузнице Вулкана. Аллегория Воздуха и Огня, 1630-е годы
Частная коллекция, Москва.
В XVII веке с Нидерландах и Фландрии художники часто сотрудничали даже над созданием работ кабинетного формата. В создании данной композиции принимало участие два мастера: представитель прославленной фламандской художественной династии Ян Брейгель Младший и мастер жанровой живописи Абрахам Виллемсен. Брейгель написал пейзаж, а Виллемсен – стаффаж.
Иконографической моделью для данной композиции, как и для многих других работ Яна Брейгеля Младшего, послужила работа его отца Яна Брейгеля Старшего. Сюжет полотна принадлежит к циклу картин Брейгелей о четырех стихиях и заимствован из античной мифологии. В композиции противопоставлены две противоположные стихии Воздуха и Огня, представленные в различных состояниях и образах.
Сюжет композиции «Венера и амур в кузнице Вулкана. Аллегория воздуха и огня» заимствован художниками из античной мифологии, из произведения римского поэта Вергилия «Энеида». Эпос посвящен легендарному троянскому герою Энею. В «Энеиде» (8:370—385) Вергилий рассказывает о том, как Венера попросила Вулкана изготовить комплект военного снаряжения для ее сына Энея, когда тот собирался отправиться на войну в Лаций:
Сколько народов — взгляни! — собралось, какое оружье
Точат они на погибель и мне, и сыну, и внуку!»
Молвив, она обвила белоснежными мужа руками,
Нежно прильнула к нему, ибо он все медлил с ответом;
Жаром знакомым Вулкан загорелся тотчас, и пламя
В теле его разлилось, пробежав по костям и по жилам.
Огненной трещиной так разрывает темные тучи
Молний мигающий блеск под удары могучие грома.
Хитростям рада всегда и власть красоты своей зная,
Видит Венера, что вновь побежден он вечной любовью.
Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».