Экспозиция аванзала и анфилады «Искусство императорских дворцов»

Искусство Императорских дворцов

Экспозиция аванзала и анфилады «Центра Искусств. Москва» посвящена искусству Императорских дворцов. Представлена живопись, происходящая из собраний российских императоров, великих князей и княгинь, а также художники, ценимые Императорским домом Романовых.

В аванзале центральную стену украшает «Портрет Александра I» (1826) кисти прославленного английского мастера Джорджа Доу (1781 – 1829). Парадный портрет Императора-Триумфатора, так тогда называли Александра I за победу над Наполеоном, происходит из собрания баденского княжеского дома (Новый дворец в Баден-Бадене). В аванзале экспонируются работы немецкого живописца, приглашенного в Россию Николаем I, Карла-Фридриха Шульца (1796 – 1866) – «Саперы на работах» (1850) и «Военный лагерь» (1851) из коллекции Александра II.


Джордж Доу
«Портрет Александра I» (1826)

Живопись из собраний российских императоров дополнена произведениями лучших придворных живописцев, портретами членов семьи Романовых и их приближенных. Среди них – «Портрет знатной дамы» (1742) кисти Георга-Кристофа Гроота (1716 – 1749), «Портрет В. А. Зубова» (1791-1792) Жана-Луи Вуаля (1744 — 1806), «Портрет Великого князя Алексея Александровича» (1883) кисти Алексея Ивановича Корзухина (1835 — 1894).

Начало анфилады посвящено батальной живописи, и демонстрируется собрание полотен Б. П. Виллевальде, посвященное Заграничным походам российских войск 1813-1814 годов. Эти полотна виднейшего российского художника-баталиста иллюстрируют официальное государственное видение истории XIX века.

В основной части анфилады экспонируется пейзажная живопись. Картина кисти Федора Александровича Васильева (1850 — 1873) «Вид Ай-Петри с Мисхора» (1873) является одной из последних в художественном наследии мастера, прожившего всего 23 года. Великий князь Владимир Александрович сделал заказ Васильеву на исполнение четырех панно для ширмы, которые создавались в подарок императрице Марии Александровне. Об этом заказе известно из письма Ф. А. Васильева к И. Н. Крамскому от 7 августа 1872 года. В письмах от 25 и 26 февраля 1873 года художник сообщает, что уже выполнил эскиз для будущих панно, указывая их размеры, названия двух первых работ, цвет ширм – черный. «Вид Ай-Петри с Мисхора» – первое из этих панно. В силу болезни художник уже не смог закончить работу над всеми панно.


Федор Александрович Васильев
«Вид Ай-Петри с Мисхора» (1873)

В центральной части анфилады представлена самая репрезентативная публично экспонируемая коллекция картин Ивана Федоровича Шультце (1874 – 1939). Художник света, вдохновленный наследием А. И. Куинджи, дружил с семьей Романовых и великой княгиней Ольгой Александровной, ценившей его талант. Вскоре после Революции Шультце эмигрировал во Францию, где обрел невероятную популярность. А в США пресса называла его «любимом художником царской семьи». Ныне живопись Шультце скупо представлена несколькими картинами в фондах музеев в Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Иркутске. В мире наследие Шультце обширно представлено в частных собраниях и музеях США и Канады.

Иван Федорович Шультце
«Осенний пейзаж. Нескучное» (1916)

С великой княгиней Ольгой Александровной связано другое полотно из экспозиции анфилады – «С отъездом» (1880) Михаила Васильевича Нестерова (1862 – 1942). Именно оно долгое время хранилось в личном собрании великой княгини и даже было увезено вместе с ней в эмиграцию в Данию. Через много лет художник напишет о полотне в своих воспоминаниях «Давние дни»: «Через год, на третью ученическую выставку я поставил картину более сложную, из трех фигур. Называлась она «С отъездом». Из «подворья» провожали уезжающего купца, его обступили услужливый швейцар, «номерной», в ожидании «на чаек». Затея немудреная, написана картина была вся с натуры, с претензией на «экспрессию», столь тогда ценимую.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» — Ему ответили: «Нестерова». — Я замер. — Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту!».


Михаил Васильевич Нестеров
«С отъездом» (1880)

В анфиладе экспонируется обширная коллекция пейзажной, портретной и жанрово- бытовой живописи самых именитых художников-академистов, передвижников и мастеров салонного искусства, среди них – братья Чернецовы, Карл Брюллов, Михаил Клодт, Архип Куинджи, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Гавриил Кондратенко. Отмеченные членами династии Романовых, классики российской истории живописи и их полотна позволяют составить полное представление об эволюции русского искусства XIX века.