Экспозиция аванзала и анфилады «Искусство императорских дворцов»

Искусство Императорских дворцов

Экспозиция аванзала и анфилады «Центра Искусств. Москва» посвящена искусству Императорских дворцов. Представлена живопись, происходящая из собраний российских императоров, великих князей и княгинь, а также художники, ценимые Императорским домом Романовых.

В аванзале центральную стену украшает «Портрет неизвестного мужчины» (1810-е годы) кисти прославленного английского мастера Джорджа Доу (1781 – 1829). Наиболее близкую аналогию к данному изображению представляет портрет лорда Уордли 1815 года. В аванзале экспонируются портрет кисти Карла Павловича Брюллова и Алексея Ивановича Корзухина. Таким образом, живопись из собраний российских императоров дополнена произведениями лучших придворных живописцев, портретами членов семьи Романовых и их приближенных.

Портрет «Княжна Стефания Радзивилл, графиня Витгенштейн» кисти Карла Брюллова – подлинная жемчужина экспозиции «Центра Искусств. Москва».
Карл Брюллов был ведущим историческим живописцем и портретистом своего времени. Приобрел известность, еще будучи учеником, его картину «Нарцисс, смотрящий в воду» (1819) выкупил его учитель А. И. Иванов. Портреты, бесспорно, составляют одну из главных частей творческого наследия Карла Брюллова. По точному замечанию А. Н. Бенуа, именно в них «виртуозность Брюллова выразилась с полным непосредственным блеском».
В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, где состоялось его знакомство с семьей Витгенштейн. Графиня была любимой фрейлиной императрицы Марии Федоровны и одной из блестящих придворных красавиц. Данный живописный единственным ее изображением, дошедшим до нас. Портрет хранился в семье графов Льва и Стефании Витгенштейн, а позже у их дочери княгини Марии Львовны Гогенлоэ.

Брюллов Карл Павлович (1799 – 1852)
«Княжна Стефания Радзивилл, графиня Витгенштейн» 1828
Начало анфилады посвящено батальной живописи, и демонстрируется собрание полотен популярных художников рубежа XIX – XX веков: Гавриила Павловича Кондратенко и Виктора Павловича Батурина.
В основной части анфилады экспонируется пейзажная живопись. Картина кисти Федора Александровича Васильева (1850 — 1873) «Вид Ай- Петри с Мисхора» (1873) является одной из последних в художественном наследии мастера, прожившего всего 23 года. Великий князь Владимир Александрович сделал заказ Васильеву на исполнение четырех панно для ширмы, которые создавались в подарок императрице Марии Александровне. Об этом заказе известно из письма Ф. А. Васильева к И. Н. Крамскому от 7 августа 1872 года. В письмах от 25 и 26 февраля 1873 года художник сообщает, что уже выполнил эскиз для будущих панно, указывая их размеры, названия двух первых работ, цвет ширм – черный. «Вид Ай-Петри с Мисхора» – первое из этих панно. В силу болезни художник уже не смог закончить работу над всеми панно.


Федор Александрович Васильев
«Вид Ай-Петри с Мисхора» (1873)

В центральной части анфилады представлена самая репрезентативная публично экспонируемая коллекция картин Ивана Федоровича Шультце (1874–1939). Художник света, вдохновленный наследием А. И. Куинджи, дружил с семьей Романовых и великой княгиней Ольгой Александровной, ценившей его талант. Вскоре после Революции Шультце эмигрировал во Францию, где обрел невероятную популярность. А в США пресса называла его «любимом художником царской семьи». Ныне живопись Шультце скупо представлена несколькими картинами в фондах музеев в Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Иркутске. В мире наследие Шультце обширно представлено в частных собраниях и музеях США и Канады.

Иван Федорович Шультце
«Осенний пейзаж. Нескучное» (1916)

С великой княгиней Ольгой Александровной связано другое полотно из экспозиции анфилады – «С отъездом» (1880) Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Именно оно долгое время хранилось в личном собрании великой княгини и даже было увезено вместе с ней в эмиграцию в Данию. Через много лет художник напишет о полотне в своих воспоминаниях «Давние дни»: «Через год, на третью ученическую выставку я поставил картину более сложную, из трех фигур. Называлась она «С отъездом». Из «подворья» провожали уезжающего купца, его обступили услужливый швейцар, «номерной», в ожидании «на чаек». Затея немудреная, написана картина была вся с натуры, с претензией на «экспрессию», столь тогда ценимую.

«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» — Ему ответили: «Нестерова». — Я замер. — Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту!».


Михаил Васильевич Нестеров
«С отъездом» (1880)

В анфиладе экспонируется обширная коллекция пейзажной, портретной и жанрово- бытовой живописи самых именитых художников-академистов, передвижников и мастеров салонного искусства, среди них – братья Чернецовы, Карл Брюллов, Михаил Клодт, Архип Куинджи, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Гавриил Кондратенко. Отмеченные членами династии Романовых, классики российской истории живописи и их полотна позволяют составить полное представление об эволюции русского искусства XIX века.