Искусство Императорских дворцов
Экспозиция аванзала и анфилады «Центра Искусств. Москва» посвящена искусству Императорских дворцов. Представлена живопись, происходящая из собраний российских императоров, великих князей и княгинь, а также художники, ценимые Императорским домом Романовых.
В аванзале центральную стену украшает «Портрет неизвестного мужчины» (1810-е годы) кисти прославленного английского мастера Джорджа Доу (1781 – 1829). Наиболее близкую аналогию к данному изображению представляет портрет лорда Уордли 1815 года. В аванзале экспонируются портрет кисти Карла Павловича Брюллова и Алексея Ивановича Корзухина. Таким образом, живопись из собраний российских императоров дополнена произведениями лучших придворных живописцев, портретами членов семьи Романовых и их приближенных.
Федор Александрович Васильев
«Вид Ай-Петри с Мисхора» (1873)
В центральной части анфилады представлена самая репрезентативная публично экспонируемая коллекция картин Ивана Федоровича Шультце (1874–1939). Художник света, вдохновленный наследием А. И. Куинджи, дружил с семьей Романовых и великой княгиней Ольгой Александровной, ценившей его талант. Вскоре после Революции Шультце эмигрировал во Францию, где обрел невероятную популярность. А в США пресса называла его «любимом художником царской семьи». Ныне живопись Шультце скупо представлена несколькими картинами в фондах музеев в Санкт-Петербурге, Нижегородской области и Иркутске. В мире наследие Шультце обширно представлено в частных собраниях и музеях США и Канады.
Иван Федорович Шультце
«Осенний пейзаж. Нескучное» (1916)
С великой княгиней Ольгой Александровной связано другое полотно из экспозиции анфилады – «С отъездом» (1880) Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942). Именно оно долгое время хранилось в личном собрании великой княгини и даже было увезено вместе с ней в эмиграцию в Данию. Через много лет художник напишет о полотне в своих воспоминаниях «Давние дни»: «Через год, на третью ученическую выставку я поставил картину более сложную, из трех фигур. Называлась она «С отъездом». Из «подворья» провожали уезжающего купца, его обступили услужливый швейцар, «номерной», в ожидании «на чаек». Затея немудреная, написана картина была вся с натуры, с претензией на «экспрессию», столь тогда ценимую.
«Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» — Ему ответили: «Нестерова». — Я замер. — Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» — пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту!».
Михаил Васильевич Нестеров
«С отъездом» (1880)
В анфиладе экспонируется обширная коллекция пейзажной, портретной и жанрово- бытовой живописи самых именитых художников-академистов, передвижников и мастеров салонного искусства, среди них – братья Чернецовы, Карл Брюллов, Михаил Клодт, Архип Куинджи, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Гавриил Кондратенко. Отмеченные членами династии Романовых, классики российской истории живописи и их полотна позволяют составить полное представление об эволюции русского искусства XIX века.