Эпоха Мэйдзи

ЭПОХА МЭЙДЗИ
Искусство Японии периода «просвещённого правления» (1868 – 1912)

«Центр Искусств. Москва» продолжает демонстрировать произведения искусства из частных собраний и представляет экспозицию японского искусства второй половины XIX – начала XX века. Для японцев эпоха Мэйдзи (1868 – 1912), начавшаяся в результате Реставрации Мэйдзи и завершившаяся со смертью императора Мэйдзи, стала эпохой больших перемен. Реставрация означала переход от самурайской системы управления в лице сегуната к прямому императорскому правлению в лице императора Муцухито (Мэйдзи) и его правительства. До эпохи Мэйдзи император выполнял исключительно церемониальные функции. Девизом правления, реставрации императора и его посмертным именем стало выражение «мэйдзи» («просвещенное правление»), отсылающее к новым принципам руководства страной. В это время прекратилась многовековая самоизоляция страны, император поддерживал демократические ценности и независимость суда, упразднил феодализм, появилась первая конституция. Правительство взяло курс на промышленную революцию. Изделия японских мастеров массово экспортировались на запад, завоевывали награды на престижных международных выставках и ценились в качестве дипломатического подарка.

На выставке полно представлено японское декоративно-прикладное искусство: лаковые изделия, мебель, вазы-сацумы и вазы, декорированные эмалями; декоративные тарелки, панно, кабинет, инро, окимоно, нэцкэ, холодное оружие и его составляющие. Для декора предметов использовались различные техники. Так лаком украшались деревянные и металлические изделия. В их изготовлении использовался сок дерева сумах лаконосный, которое принадлежит к семейству анакардиевых и произрастает в южных регионах Японии и Китая. На панелях, ширмах, мебели и шкатулках лак имеет золотистый цвет.

Изделия из эмалей («сиппо») – гордость японских ремесленников эпохи Мэйдзи. В переводе с японского «сиппо» означает «семь сокровищ» по аналогии с сокровищами из буддийских текстов. Основой эмали служила стекловидная масса с примесью той или иной окиси металла, придающей составу цвет. В экспозиции представлены изделия ведущих мастерских.

Керамические изделия, среди которых особенно прославилась сацумская керамика, стали популярным предметом экспорта на запад в эпоху Мэйдзи. Керамика в «сацумском стиле» не считалась частью национальной традиции. Хотя ранняя продукция из светлых глин «сиро-сацума» («белые [изделия] сацума») создавалась не для экспорта, а для княжеского дома и официальных подношений знатным семействам.

Изделия из металла – холодное оружие, вазы, тарелки, скульптура – имеют давнюю историю в Японии. Они были завезены из Кореи и Китая в период до IV века нашей эры. Художественные изделия из металла создавались из сплавов меди, цинка, олова, серебра, золота, патинировались. На изделия монтировался декор.

Керамические и металлические изделия представлены в экспозиции наиболее характерными произведениями эпохи Мэйдзи.

Александр Яковлев. Японская девочка. 1919

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчёт.