«Лики Марии — Образы Света»

Вероника Пономарева-Коржевская

Лики Марии — Образы Света

Двадцать живописных работ Вероники Пономаревой-Коржевской на выставке «Лики Марии — образы света» созданы в технике и традиции иконописи: натуральными пигментами на яичной эмульсии, на доске по левкасу. Икона — глубинная основа культурного кода России и благовестие миру об истине, красоте и высшем человеческом предназначении — быть образом света. Этот истинный образ был взлелеян Россией и предшествовал ей в цепи великой преемственности, унаследованной от Византии. Что сегодня русское искусство может предложить миру, который сплотили ценности, далекие от христианских идей? Любая современность расположена лгать о себе, о человеческом предназначении и о Боге, а художники хотят быть успешными и проданными, и в визионерстве оставаясь в потоке глобальных тенденций. Но ложь, даже глобальная, несопоставима с мощью сакральных образов, — и в настоящем так же, как и при рождении иконописного канона.

О непреходящей ценности традиционных христианских смыслов проект Вероники говорит языком актуальной выразительности, эстетически просвещая воцерковленного зрителя, далекого от галерейных тусовок, и духовно окормляя эстета, чуждого церкви.

Православная церковь и современное искусство нуждаются в развитии благожелательного, мирного, дружественного диалога, и проект ведет именно такой диалог. Экспозиция стремиться выразить зрителю изначальность христианской идеи и духовные ценности православия; просвещает и воспитывает свою публику истиной и непреложностью этих ценностей, заповеданных нам для познания света, святости и красоты.


Выставка, отсылающая к канонической традиции иконописи — жемчужным опорам русской культуры — это ответ русского художника миру. Начиная с названия цикла «Лики Марии — образы света», этот ответ разворачивается в концептуально строгом замысле и ясно прочитывается в работах. Вероника собирает в стройный осознанный ряд богослужебные имена Богоматери и ее образы в разнообразной (византийской, древнерусской, западно-европейской) иконографии, помещает их на реалистический фон, символически нагруженный и иллюстрирующий тему в технике тщательного фотореализма.

Работы соединяют как будто генетически чуждые типы изображений: символический иконный образ и гиперреалистическую имитацию фотографии. Их несовместимое соединение предполагает сопротивление любой ортодоксальной рецепции, церковной или художественной, однако этот коллаж кажется парадоксально органичным. Объясняет это, возможно, фотографическая природа сакрального образа. Как показывают нерукотворные реликвии-акеропиты, изначально это обожжение, созданное светом, то есть фотографический отпечаток.

Павел Флоренский писал об иконописи, что она «имеет целью вывести зрителя за предел чувственно воспринимаемых красок и холста в некоторую реальность, и тогда живописное произведение разделяет со всеми символами вообще основную их онтологическую характеристику — быть тем, что они символизируют». Желая ухватить и расширить момент, который определяет ускользающую суть художественного образа, — любого образа, не только живописного или фотографического, Вероника вместе с живописью воплотила сакральный свет Божественного Слова в мультимедийных светящихся проекциях. Впечатляющим результатом этой работы стал анимированный живой космос и парящая в нем Богородица.