Золотой XVII век

Золотой XVII век

Фламандское и голландское барокко XVII века

30 ноября 2021 – 31 марта 2022

 

«Центр Искусств. Москва» продолжает экспонировать шедевры фламандской и голландской живописи XVII века из частных собраний. Выставка «Золотой XVII век» объединяет голландскую и фламандскую живопись с целью наглядной демонстрации сходства и различия двух национальных школ периода становления и расцвета.

Среди выдающихся мастеров фламандской и голландской живописи, представленных на выставке – Ян ван Гойен, Ян Брейгель Младший, Франс и Иероним Франкены, Бартоломеус ван Бассен, Симон Кик, Себастьян Вранкс, Исаак ван Остаде, Эрнст Стювен, Клас Моленар, Маттеус Адольф Моланус, Давид Тенирс Младший, Ян Гиллеманс Старший, Корнелис Сафтлевен, Ян Миль, Маттейс Наиво, Квирин Герритс Брекеленкам, Лукас ван Уден, Питер ван Норт и другие.

molenar

Клас Моленар

(Харлем, 1626/1629–1676)

Зимний пейзаж с фигурами людей на льду

Холст, масло

Долгое время Фландрия (Южные Нидерланды) и Нидерланды (Северные Нидерланды) существовали как единый культурно-исторический регион. Однако ввиду политических и религиозных противоречий единство региона дало брешь в связи с распространением протестантизма на территории Северных Нидерландов, чему католики (испанские Габсбурги) не благоволили. Союз земель начал распадаться во второй половине XVI века. В 1566 году по ряду регионов Нидерландов прокатились антикатолические беспорядки, вошедшие в историю как иконоборческое восстание (нидерл. Beeldenstorm). Восставшие уничтожили произведения религиозного искусства. 

В истории искусства и истории Нидерландов XVII век получил название «Золотого» ввиду благоприятной экономической ситуации и значительного числа художников, работавших в стране. Живопись во Фландрии также получила бурное развитие. Именно в XVII веке происходит становление национальных школ Голландии и Фландрии. Помимо национальных школ, происходило становление и художественных центров. Во Фландрии им остался Антверпен, где художники жили и работали. В Северных Нидерландах много городов стали художественными центрами. Среди них – Амстердам, Харлем, Лейден, Гаага, Делфт, Роттердам, менее значительный – Мидделбург. Выходцы из этих художественных центров представлены своими произведениями на выставке. Посетители выставки узнают о происхождении мастера по месту рождения и смерти, отмеченным на этикетаже.

Выставка наглядно демонстрирует отличительные характеристики национальных школ. Национальными чертами фламандского искусства, вслед за старонидерландской традицией, являлся высокий горизонт, трехцветная перспектива (чередование коричневого, зеленого и голубого), общая пестрота стаффажа, использование локального колорита. Яркими образцами фламандской живописи являются полотна Яна Брейгеля Младшего и художников из династии Франкенов, экспонируемые на выставке. Национальная голландская живопись следовала другим художественным установкам: как правило, низкая линия горизонта, тональное колористическое решение, общее спокойное повествование, склонность к передаче индивидуального, реалистических черт, которые были сформированы в голландском искусстве уже к концу 1620-х годов.

brueghel

Ян Брейгель Младший (Антверпен, 1601-1678)

Ян Ван Бален (Антверпен, 1611-1654)

«Явление Христа Марии Магдалине (Христос-Садовник)»

Вторая половина 1640-х годов

 

Именно тональный пейзаж и тональное колористическое решение стали художественными новшествами голландцев в XVII веке. Яркими образцами голландской живописи, представленной на выставке, являются произведения Яна ван Гойена, Класа Моленара и Исаака ван Остаде. Подобные различия четко прослеживаются в экспозиции, делая ее репрезентативной для понимания сути эволюции фламандского и нидерландского искусства XVII века. Выразительность деталей, интерес к материальному миру и повседневности объединяют эти национальные школы. Голландское искусство представлено полотнами так называемых «малых голландцев». Этот устоявшийся в литературе термин отсылает к художникам, которые писали картины на «малые» жанры, в том числе пейзаж, натюрморт, бытовые сцены. Реализм повествования и небольшие размеры картин отвечали вкусам городского населения Северных Нидерландов. 

brekelenkam

Квирин Герритс Ван Брекеленкам (Зваммердам, после 1622 – около 1669, Лейден)

Взвешиватель золота, 1665

дерево, масло

 

Художественное наследие именитых и редких голландских и фламандских живописцев, представленных на выставке, а также их последователей уже более трехсот лет остается золотыми фондом культуры.