Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен, Венера в кузнице Вулкана. Аллегория Воздуха и Огня, 1630-е годы
ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ
автор пейзажа

(Антверпен, 1601 – 1678)

АБРАХАМ ВИЛЛЕМСЕН
автор стаффажа

(Антверпен, 1605/1610 – 1672)

Венера в кузнице Вулкана. Аллегория Воздуха и Огня, 1630-е годы

Провенанс:
Аристократическое европейской собрание искусства;

Частная коллекция, Москва.

В XVII  веке с Нидерландах и Фландрии художники часто сотрудничали даже над созданием работ кабинетного формата. В создании данной композиции принимало участие два мастера: представитель прославленной фламандской художественной династии Ян Брейгель Младший и мастер жанровой живописи Абрахам Виллемсен. Брейгель написал пейзаж, а Виллемсен – стаффаж.

Иконографической моделью для данной композиции, как и для многих других работ Яна Брейгеля Младшего, послужила работа его отца Яна Брейгеля Старшего. Сюжет полотна принадлежит к циклу картин Брейгелей о четырех стихиях и заимствован из античной мифологии. В композиции противопоставлены две противоположные стихии Воздуха и Огня, представленные в различных состояниях и образах.

Сюжет композиции «Венера и амур в кузнице Вулкана. Аллегория воздуха и огня» заимствован художниками из античной мифологии, из произведения римского поэта Вергилия «Энеида». Эпос посвящен легендарному троянскому герою Энею. В «Энеиде» (8:370—385) Верги­лий рассказывает о том, как Венера попросила Вулкана изго­товить комплект военного снаряжения для ее сына Энея, когда тот собирался отправиться на войну в Лаций:

Сколь­ко наро­дов — взгля­ни! — собра­лось, какое ору­жье
Точат они на поги­бель и мне, и сыну, и вну­ку!»
Мол­вив, она обви­ла бело­снеж­ны­ми мужа рука­ми,
Неж­но при­льну­ла к нему, ибо он все мед­лил с отве­том;
Жаром зна­ко­мым Вул­кан заго­рел­ся тот­час, и пла­мя

В теле его раз­ли­лось, про­бе­жав по костям и по жилам.
Огнен­ной тре­щи­ной так раз­ры­ва­ет тем­ные тучи
Мол­ний мигаю­щий блеск под уда­ры могу­чие гро­ма.
Хит­ро­стям рада все­гда и власть кра­соты сво­ей зная,
Видит Вене­ра, что вновь побеж­ден он веч­ной любо­вью.

Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».