Выставка «Ренессанс: точка отсчета»

Выставка «Ренессанс: точка отсчета»

Преображение образов в западноевропейской живописи XIV – XVII веков “Центр Искусств. Москва” представляет выставку, посвященную западноевропейской живописи XIV – XVII века, включающую в себя итальянскую, раннюю нидерландскую, немецкую и фламандскую живопись из частных собраний России. В экспозицию включены наиболее характерные образцы живописи именитых мастеров (Джованни Беллини, Питер Брейгель Младший, Лукас Кранах Старший), так и полотна редких художников, отражающие основные формальные и содержательные тенденции в истории искусства этого периода. В названии «Ренессанс: точка отсчета. Преображение образов в западноевропейской живописи XIV – XVII веков» сделан акцент на важности художественно-культурных и гуманистических трансформациях эпохи, влияние которой мы ощущаем до сих пор, а также на обширном хронологическом и географическом охвате представленных полотен, на формальных и содержательных изменениях, произошедших в искусстве этого времени. Помимо выставки «Ренессанс: точка отсчета» в “Центре Искусств. Москва” действует обновленная экспозиция «Старые мастера: образ и символ», открывшая цикл выставок западноевропейского искусства и посвященная фламандской и голландской живописи XVII века.

С эпохи Ренессанса (фр. Возрождение) начинается коренное преобразование как формального, так и содержательного аспекта европейского искусства. Под влиянием эстетики Античности и новой этики гуманизма в Италии происходит обновление средневековых религиозных сюжетов, а светские мотивы занимают все более значительное место в культуре. Некогда условные лики святых, продолжающих в своих образах античную традицию через византийское наследие, обретают плоть и кровь современников эпохи, а действие картин происходит на фоне современных архитектурных строений или итальянского пейзажа. Эпоха Ренессанса знаменует становление реализма, надолго определившего вектор развития европейской художественной культуры. На выставке в “Центре Искусств. Москва” итальянская живопись достаточно широко представлена произведениями флорентийской, сиенской и венецианской школ XIV – XVI  века (Якопо дель Казентино, Никколо ди Томмазо, Сано ди Пьетро и Джованни Беллини и др.). Позднее некоторые художники не ограничивались одним регионом. Представленный в экспозиции картиной «Мадонна с младенцем» Лука Синьорелли работал по всей центральной Италии. Более того, он, как и многие другие художники эпохи, был «универсальным человеком» и, помимо занятий живописью, выполнял политические и дипломатические поручения.

По ту сторону Альп в культурной жизни Нидерландов, Фландрии и Германии происходили схожие с Италией процессы художественного обновления, вошедшие в историю как Северное Возрождение. Помимо религиозных жанров в регионе получили широкое распространение пейзаж и бытовой жанр, вследствие чего акцент в визуальном искусстве переместился с ирреально небесной на земную сферу повседневной жизни людей. Одна из подлинных жемчужин выставки — работа Питера Брейгеля Младшего «Крестьяне у сборщика налогов» («Деревенский адвокат») — создана на абсолютно мирской сюжет. В 2019 году отмечается 450 лет со дня смерти основателя династии Питера Брейгеля Старшего. На выставке в “Центре Искусств. Москва” представлено 4 произведения его потомков (Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Младшего), а также полотна известных мастеров их круга (Абель Гриммер и Абрахам Говартс).

Особенное развитие светские сюжеты и реалистическая трактовка действительности получили в Нидерландах, где под влиянием идей протестантизма и благодаря бурному экономическому росту в XVII веке сформировалась новая голландская школа живописи. Фламандская школа — территория Южных Нидерландов, оставшаяся под покровительством испанских Габсбургов — обширно представлена на выставке. Произведения живописи этой школы, экспонируемые на выставке, отличает выразительность пластических форм, прославляющая красоту и изобилие материального мира, звучный колорит и внимание к религиозным и аллегорическим сюжетам. Ранняя нидерландская и фламандская школы представлены на выставке религиозными, мифологическими и аллегорическими сюжетами не только известных мастеров, но и художников их круга и последователей (мастер круга Яна Госсарта, последователь Альбрехта Дюрера и др.). Немецкая живопись – портретом Фридриха III Мудрого работы выдающегося художника Лукаса Кранаха Старшего. С эпохи Возрождения происходит формирование портрета как самостоятельного жанра, отражающего социально-политическое положение и внутренний мир человека. Эпоха Ренессанса стала точкой отсчета современной европейской культуры с присущим ей антропоцентризмом, получившим полнокровное развитие в последующие века.

 

К новой выставке «Центр Искусств. Москва» подготовил образовательную программу для взрослых и детей. В рамках лекций и семинаров будут рассмотрены некоторые экспонаты выставки.

  • «Искусство под микроскопом: основы экспертизы живописи»
  • «Школа юного эксперта: основы экспертизы живописи»
  • «Школа юного искусствоведа: основы анализа живописи».