“Поиски красоты”. Юбилейная выставка Николая Рериха и Святослава Рериха

“Поиски красоты”. Юбилейная выставка Николая Рериха и Святослава Рериха

К 150-летнему юбилею Николая Рериха (9 октября 1874 года) и 120-летнему юбилею Святослава Рериха (23 октября 1904 года) «Центр Искусств. Москва» представляет самую крупную выставку произведений Рерихов из частных собраний. Отправной точкой для названия выставки стала цитата Святослава Рериха из сборника «Будите в себе прекрасное»:

«Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте»

Николай Рерих. Озеро нагов, 1932. Частная коллекция

Поиски красоты, умение видеть красоту в экзотических пейзажах и древних цивилизациях; поиски научного и исторического знания – суть художественного и публицистического наследия Рерихов. В экспозицию «Центра Искусств. Москва»  войдут знаковые для понимания творческой эволюции ранние и поздние работы Николая и Святослава Рерихов, а именно ранние академические штудии, гималайские пейзажи, религиозные композиции, работы русского цикла и портреты.

Становление творческих успехов Николая Рериха представлено картиной «Воин» середины 1890-х годов: задумав полотно «Псковский рыцарь. 1581», посвященное обороне Пскова от Речи Посполитой, мастер не стал связывать его к с определенными историческими событиями и написал работу, посвященную борьбе света и тьмы, добра и зла. Именно эти идеи стали фундаментом философских поисков Рериха. В экспозиции широко представлен русский цикл Николая Константиновича.

Николай Рерих. Воин, 1894. Частная коллекция

В 1906 году он выполнил эскиз мозаики Архангела Михаила в Петропавловской церкви близ Шлиссельбурга. Вместе с несколькими фотографиями, сделанными в 1907 году, картина «Архангел Михаил» (1906) – все, что осталось от мозаики Рериха. Живописец изобразил архангела как победоносного воина верхом на коне, побеждающего змея. Интеллектуальные поиски Николая Рериха конца русского периода выкристаллизовались в полотне «В сокровищнице (Скупой рыцарь)» (1918):

«Собиратели все. Все собирают. Вопрос только в том, что собирают и как. Может ли быть что-либо бессмысленнее собирания предметов земных? <…> Свобода в собирании сокровищ на «небесах», то есть предметов нематериальных»

Николай Рерих. В сокровищнице (Скупой рыцарь), 1918. Частная коллекция

Зрелый цикл наследия Николая Рериха обширно представлен горными пейзажами, выполненных в традициях символизма. Рерихи глубоко изучили историю и культуру восточных народов, а Николай Константинович умел возводить пейзаж на уровень духовного постижения действительности. Так картина «Баралача» с изображением гор и озера – это еще и история любви. Согласно легенде о двух озерах, дочь Луны и сын Солнца полюбили друг друга и захотели встретиться, но не могли этого сделать из-за того, что Луна и Солнце восходили на небосвод в разное время. Тогда они решили назначить встречу на Земле, но их родители воздвигли между ними гору. Влюбленные стали взбираться на гору, но она начала расти. От горя они обратились в два озера необыкновенной чистоты – Сурадж Тал (Озеро Солнца) и Чандар Тал (Лунное Озеро). Чтобы исправить допущенную несправедливость, Солнце горячими лучами растопило снег на горах и наполнило озера водой. Это породило две могучие реки, Чандра и Бхага, русла которых обогнули горный хребет. Когда наступила ночь, Луна осветила рекам путь, и они смогли наконец соединиться.

Николай Рерих. Баралача. 1944. Частная коллекция

Наследие Святослава Рериха обширно представлено горными пейзажами, портретами и религиозными композициями. С 1920-х годов Святослав Рерих начал писать цикл произведений на религиозную тематику. Рерих создал картину «Царь Соломон» осенью 1923 года под впечатлением от посещения Италии. По задумке мастера, работа должна была стать частью серии, посвященной духовному богатству всех земных цивилизаций. Влияние отца прослеживается в написании образа Соломона, который на картине Святослава Рериха, испил сполна чашу жизни, которую держит в своих руках. Его пальцы украшает золотой перстень со Звездой Давида. На дальнем плане – Храм Соломона на фоне последних лучей заходящего солнца. Царь отстранен от своего земного.

Святослав Рерих. Царь Соломон, 1923. Частная коллекция

Простые люди – жители индийских, тибетских деревень – вызывали у художника неизменный творческий интерес. Галерея их портретов представлена на выставке работами «Портрет женщины», «Человек из Бутана», «Портрет тибетской женщины и ее внучки». Мастер подмечал в жителях региона открытое, доброжелательное выражение лиц, спокойствие и мудрость.

Святослав Рерих. Портрет тибетской женщины и ее внучки, 1934. Частная коллекция

Рерихи с увлечением изучали культуру Индии. В индийском тексте «Бхагавадгита» говорится: «Мудрецы смотрят одинаково на брамина, украшенного ученостью и смирением, на слона, на корову, на собаку». Устремившись к совершенству, мудрый старец достиг гармоничного духовного состояния. В каждом он видит своего брата, с каждым живым существом он может найти общий язык, и маленький олененок безбоязненно подходит к нему. А старец на понятном олененку языке спрашивает: «Куда идешь, брат мой?».

Святослав Рерих. Куда идешь брат мой? 1938. Частная коллекция

Для полотен Святослава Рериха характерен широкий цветовый диапазон – от нежнейших нюансов, тончайших переходов цвета до сопоставления больших плоскостей контрастных цветов. Полотна из индийского и гималайского цикла художника дополняют экспозицию.

Николай Рерих. В 2 томах. Подарочное издание

Автор: В. А. Росов, Л. В. Короткина, П. И. Крылов, И. Н. Кузнецова, Е. П. Маточкин, В. Л. Мельников, К. Рудзите, Л. В. Сургина, А. Тульская, Е. Ю. Уваровская, Н. Н. Черкашина, А. Н. Антонова, А. В. Бубчикова
ISBN: 1 том: 978-5-89850-093-1,  2 том: 978-5-89850-093-1
Год выпуска: 2008
Переплет: твердый
Размеры: 38.5 x 29 см
Вес: 14 500 гр
Языки: английский и русский

Двухтомник «Николай Рерих. В 2 томах» – наиболее полное подарочное издание, посвященное искусству известного художника, ученого, путешественника, мыслителя, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947). Всего более 1200 иллюстраций лучших картин мастера из музейных и частных собраний России, Индии и США. Атрибуция картин соответствует авторским спискам, музейной документации и данным официальных заключений и экспертиз, полученным от коллекционеров.

Авторами текстов являются ведущие российские и зарубежные специалисты, изучающие наследие Н. К. Рериха, – искусствоведы и научные сотрудники музеев. В книге текст воспроизведен на русском и английском языках.