«Центр Искусств. Москва» представляет экспозицию масштабных живописных работ Вильгельма Котарбинского (1848 – 1921) и Павла Сведомского (1849 – 1904) для росписей внутреннего убранства Владимирского собора в Киеве. Цикл посвящен Семи дням Творения. Работы ныне хранятся в частной коллекции. Выставка приурочена к 28 июля, ко Дню памяти Святого Равноапостольного князя Владимира и к годовщине крещения Руси.
Строительство Владимирского собора в Киеве стало поистине общероссийским проектом, попечителями которого являлись императоры Российской империи. От идеи возведения храма до освящения собора прошло 44 года, сменилось 4 императора и несколько архитекторов. Над художественным убранством работали лучшие художники Российской империи.
Идея о строительстве храма была озвучена в 1852 году, когда митрополит Киевский и Галицкий Филарет Амфитеатров в письме к Николаю I (1825 – 1855) предложил возвести в Киеве храм, который был бы посвящен князю Владимиру Святославичу (великому князю Киевскому в 978 – 1015), принявшему христианство в 988 году. Изначально предполагалось, что строительство будет осуществлено на благотворительные пожертвования. Николай I поддержал идею. Проектирование было поручено архитектору Ивану Штрому. В связи с нехваткой бюджета проект в дальнейшем изменили архитекторы Павел Спарро, Александр Беретти и Владимир Николаев. 15 июля (28 июля – по новому стилю) 1862 года был заложен первый камень будущего собора. В 1866 году в ходе работ стены собора дали трещины. Строительство было прекращено до 1875 года, когда в Киев приехал Александр II (1855 – 1881) и приказал продолжить строительство. Из Санкт-Петербурга в Киев для работ пригласили архитектора Рудольфа Бернгарда, а возглавил строительство на месте киевский архитектор Владимир Николаев. Строительство завершилось в 1882 году. Археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов был назначен руководителем художественного оформления собора. В 1885 году к работам были приглашены Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Павел Сведомский и Вильгельм Котарбинский. К празднованию 900-летия крещения Руси в 1888 году работы так и не были завершены. Только весной 1896 году роспись и отделка собора были практически закончены. В присутствии императорской семьи и императора Николая II (1894 – 1917) собор был освящен.
На выставке «Семь дней Творения» в «Центре Искусств. Москва» представлено 8 монументальных работ, посвященных библейской теме сотворения мира. Композиции первых трех дней Творения выполнил Павел Сведомский; четвертого, пятого, шестого дня – Вильгельм Котарбинский. Редкие, с точки зрения церковной иконографии, композиции «Святого духа над водой. «Первый день Творения» и изображение седьмого дня Творения были выполнены художниками совместно. Композиции были перенесены мастерами на потолки храма. Данные работы из частной коллекции, экспонируемые в «Центре Искусств. Москва», имеют высокое значение, поскольку, по свидетельству современников, перенесенные на потолки композиции быстро испортились из-за используемых материалов. Цикл «Семь дней Творения» – главный авторский и сохранивший цикл церковного искусства конца XIX века.
Эскизы сопровождаются историческими справками и цитатами из Библии.
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».