Выставка «Русский модернизм. Живопись 1890-х – 1930-х годов из частных собраний» объединяет произведения самых известных мастеров рубежа XIX – начала XX века, среди них – Константин Коровин, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Абрам Архипов, Михаил Врубель, Александр Головин, Борис Григорьев, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Николай Фешин, Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин, Константин Сомов, Аристарх Лентулов, Игнатий Нивинский, Сергей Виноградов, Григорий Глюкман, Александр Волков, Константин Юон, Петр Кончаловский, Сергей Судейкин, Александр Богомазов. В экспозиции демонстрируются полотна, относящиеся почти ко всем направлениям и течениям в живописи той эпохи, среди них – импрессионизм, символизм, модерн… Термин «модернизм» объединяет все многоообразие -измов в русском искусстве на стыке эпох. Работы многих художников демонстрируют авторов с неожиданных сторон, обнажая творческие искания.
Одно из самых ранних произведений на выставке – «Врубель в образе Вергилия» (1893 – 1894) Михаила Врубеля. Картины мэтра символизма редко встречаются в частных собраниях, а данная работа представляет особую ценность, поскольку это автопортрет живописца. Обращение к антикизирующему образу – очевидно, мечты о божественно-прекрасном fin de siècle, а изображение Вергилия – проводника в ад и чистилище – демонстрируют интерес к исследованию ада, демонам. Таким образом, в произведении обозначены поиски смысла бытия, воспевание божественно-прекрасной природы человека и одновременно разлад с самим собой и миром.

Михаил Врубель. Врубель в образе Вергилия, 1893 – 1894. Частное собрание
На выставке широко представлено наследие первого русского импрессиониста Константина Коровина (1861 – 1939): натюрморт, пейзаж дореволюционного и парижского периодов. Картина «Букет роз у окна» знаменует собой раннее развитие импрессионизма в русской живописи. Розы и пейзаж за окном – часто встречающийся мотив российских (в особенности крымских) работ Коровина. Артистично и свободно варьируя его, Коровину всегда удавалось передать свежесть первого впечатления, остановленного кадра, выхваченного художником из потока времени. Картина «Кременчуг» была создана под впечатлением от командировки Константина Коровина на фронт осенью 1916 года в армию Алексея Брусилова и колористически точно передает ощущения живописца. Во время Первой мировой войны Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. Художник был отмечен императором Николаем II орденом святого Владимира 4-й степени и произведен в действительные статские советники.

Константин Коровин. Букет роз у окна, 1902. Частное собрание
В русском искусстве развивал достижения импрессионизма не только Коровин, но и Сергей Виноградов (1869 – 1938). На выставке демонстрируется его работа «Дворик в Алупке. Вид на Ай-Петри» (1916). Благодаря вкусу Виноградова – консультанта по приобретению живописи в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ван Гога. Именно он увлек коллекционированием Михаила и Ивана Морозовых, а впоследствии курировал их собрания.

Сергей Виноградов. Дворик в Алупке. Вид на Ай-Петри, 1916. Частное собрание
Наследие блистательной художницы русского авангарда Натальи Гончаровой (1881 – 1962) представлено двумя работами парижского периода. В картине «Весна» (конец 1910-х – 1920-е годы) художница развивала футуризм как живописный метод. Сюжет «Весны» раскрывается в многократном повторении линеарных плоскостей: они как будто выступают метафорой света, они дополнены розовыми цветами на безмятежно голубом пейзаже. Живопись супруга Гончаровой Михаила Ларионова (1881 – 1964) раскрывает мастера как представителя импрессионизма. «Первое, что обращает на себя внимания… это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности», – писал художественный критик Николай Пунин об импрессионистических работах Ларионова. Однако импрессионизм, с которого начинал свой творческий путь Михаил Федорович и к которому обратился в зрелые годы во Франции – только внешняя форма авангардных поисков Ларионова. Эти внешние поиски реализует в дальнейшем другой эмигрант из Российской империи Марк Ротко (1903 – 1970, уроженец Витебской губернии, ныне Даугавпилс в Латвии) в своем абстрактном экспрессионизме, когда будет писать полотна, состоящие из прямоугольных цветовых полей, часто с размытыми границами, создающими эффект свечения. Картины «Море» и «На морском берегу» (1920-е – 1940-е годы) Михаила Ларионова, образованные цветовыми полями песка, моря и неба, находятся на стыке предметной и абстрактной живописи.

Наталья Гончарова. Весна, конец 1910-х – 1920-е годы. Частное собрание

Михаил Ларионов. На морском берегу, 1920 – 1940-е годы. Частное собрание
Художник мировой элиты, модный портретист, автор цикла «Расея», известный гротескными образами на стыке модерна и авангарда Борис Григорьев (1886 – 1939) обрел славу при жизни как в России, так и за границей. На выставке экспонируются два произведения мастера, а его картины высоко ценятся коллекционерами. Картина «Женщина из Понт-Авена. Мать Агата» принадлежит к вершинам творчества Григорьева, когда выкристаллизировалась его характерная манера, построенная на гротескных линиях и цветовых плоскостях. Полотно принадлежит к бретонскому циклу мастера (1921 – 1926), в котором он живописал простых людей, подчеркивая монументальность их образов.

Борис Григорьев. Мать Агата, 1924. Частное собрание
Филипп Малявин (1869 – 1940) и Абрам Архипов (1862 – 1930) обращались в образам русских крестьянок. Наследие русского художника Филиппа Малявина сочетает в себе черты модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Крестьянская тема – ведущая в творчестве мастера с начала 1900-х годов, что стало следствием успеха картины «Смех» на Всемирной выставке в Париже (полотно удостоено золотой медали) и на IV Венецианской биеннале (работа была выкуплена итальянским правительством и ныне хранится в Международной галерее современного искусства в Венеции). В экспозиции демонстрируется авторская версия картины «Смех» 1920-х – 1930-х годов кисти Филиппа Малявина.
Пожалуй, один из наименее знакомых российской широкой публике мастеров модернизма – это Григорий Глюкман (1898 – 1973). Уроженец Витебска Глюкман так и не окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Эмигрировал в Берлин, жил и выставлялся в Париже, на юге Франции. В 1941 году уехал в США. В творчестве Григория Глюкмана соединились традиции русского искусства и прекрасное знание приемов европейских школ живописи, в частности мастер активно использовал колористические достижения старых венецианских мастеров и французских художников второй половины XVII — начала XVIII столетий, в особенности А. Ватто, Н. Ланкре, Ж. Б. Патера. Как и старые мастера, Глюкман писал преимущественно на деревянных досках, накладывая одну краску поверх другой, чтобы нижние слои просвечивали сквозь верхние, благодаря чему добивался эффекта необычайной глубины и богатства оттенков. Отдельным увлечением мастера было развитие достижений Эдгара Дега, который с большим интересом писал танцовщиц балета. В интерпретации Глюкмана балерины еще более воздушные и невесомые, что приближает Глюкмана к европейскому импрессионизму.

Григорий Глюкман. Балетные тела. Частное собрание
Ученик Ильи Репина в Академии художеств Николай Фешин (1881 – 1955) эмигрировал в Нью-Йорк, потом – в Таос (штат Нью-Мехико), где быстро вошел в русло современной живописи модернизма. В Лос-Анджелесе Фешин преподавал дизайнерам голливудских киностудий. Представленное на выставке полотно «Натюрморт с мексиканской керамической свинкой-копилкой» относится к американскому, даже скорее калифорнийскому периоду творчества. Работа была написана в Таосе с 1927 по 1933 год. Характерным для Фешина является также включение в натюрморт народных мотивов – в данном случае, эту роль выполняет свинья-копилка в мексиканском стиле. В таком редком экземпляре творчества художника сконцентрирован его эффектный фирменный стиль, образованный сочетанием сглаженного красочного слоя и пастозных экспрессивных мазков, тщательно выписанных и импрессионно проработанных участков холста. Фешин сравнивал свою экспрессивную манеру живописи с музыкой: «Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор». Вычурная яркость копилки блестяще «слеплена» виртуозными мазками и красками живописца.
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».