Выставка «Русский модернизм. Живопись 1890-х – 1930-х годов из частных собраний» объединяет произведения самых известных мастеров рубежа XIX – начала XX века, среди них – Константин Коровин, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Абрам Архипов, Михаил Врубель, Александр Головин, Борис Григорьев, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Николай Фешин, Лев Бакст, Кузьма Петров-Водкин, Константин Сомов, Аристарх Лентулов, Игнатий Нивинский, Сергей Виноградов, Григорий Глюкман, Александр Волков, Константин Юон, Петр Кончаловский, Сергей Судейкин, Александр Богомазов. В экспозиции демонстрируются полотна, относящиеся почти ко всем направлениям и течениям в живописи той эпохи, среди них – импрессионизм, символизм, модерн… Термин «модернизм» объединяет все многоообразие -измов в русском искусстве на стыке эпох. Работы многих художников демонстрируют авторов с неожиданных сторон, обнажая творческие искания. Выставка проходит с 13 сентября по 31 декабря 2025 года.
Одно из самых ранних произведений на выставке – «Врубель в образе Вергилия» (1893 – 1894) Михаила Врубеля. Картины мэтра символизма редко встречаются в частных собраниях, а данная работа представляет особую ценность, поскольку это автопортрет живописца. Обращение к антикизирующему образу – очевидно, мечты о божественно-прекрасном fin de siècle, а изображение Вергилия – проводника в ад и чистилище – демонстрируют интерес к исследованию ада, демонам. Таким образом, в произведении обозначены поиски смысла бытия, воспевание божественно-прекрасной природы человека и одновременно разлад с самим собой и миром.

Михаил Врубель. Врубель в образе Вергилия, 1893 – 1894. Частное собрание
На выставке широко представлено наследие первого русского импрессиониста Константина Коровина (1861 – 1939): натюрморт, пейзаж дореволюционного и парижского периодов. В пейзажах и натюрмортах Коровину всегда удавалось передать свежесть первого впечатления, остановленного кадра, выхваченного художником из потока времени. Картина «Кременчуг» была создана под впечатлением от командировки Константина Коровина на фронт осенью 1916 года в армию Алексея Брусилова и колористически точно передает ощущения живописца. Во время Первой мировой войны Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии. Художник был отмечен императором Николаем II орденом святого Владимира 4-й степени и произведен в действительные статские советники.

Константин Коровин. Кременчуг, 1916. Частное собрание
В русском искусстве развивал достижения импрессионизма не только Коровин, но и Сергей Виноградов (1869 – 1938). На выставке демонстрируется его работа «Дворик в Алупке. Вид на Ай-Петри» (1916). Благодаря вкусу Виноградова – консультанта по приобретению живописи в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ван Гога. Именно он увлек коллекционированием Михаила и Ивана Морозовых, а впоследствии курировал их собрания.

Сергей Виноградов. Дворик в Алупке. Вид на Ай-Петри, 1916. Частное собрание
Наследие блистательной художницы русского авангарда Наталии Гончаровой (1881 – 1962) представлено двумя работами парижского периода. В картине «Весна» (конец 1910-х – 1920-е годы) художница развивала футуризм как живописный метод. Сюжет «Весны» раскрывается в многократном повторении линеарных плоскостей: они как будто выступают метафорой света, они дополнены розовыми цветами на безмятежно голубом пейзаже. Живопись супруга Гончаровой Михаила Ларионова (1881 – 1964) раскрывает мастера как представителя импрессионизма. «Первое, что обращает на себя внимания… это отношение его к поверхности холста. Ни один из русских «импрессионистов» тех годов не осознавал в такой полноте, как Ларионов, единства живописной поверхности», – писал художественный критик Николай Пунин об импрессионистических работах Ларионова. Однако импрессионизм, с которого начинал свой творческий путь Михаил Федорович и к которому обратился в зрелые годы во Франции – только внешняя форма авангардных поисков Ларионова. Эти внешние поиски реализует в дальнейшем другой эмигрант из Российской империи Марк Ротко (1903 – 1970, уроженец Витебской губернии, ныне Даугавпилс в Латвии) в своем абстрактном экспрессионизме, когда будет писать полотна, состоящие из прямоугольных цветовых полей, часто с размытыми границами, создающими эффект свечения. Картины «Море» и «На морском берегу» (1920-е – 1940-е годы) Михаила Ларионова, образованные цветовыми полями песка, моря и неба, находятся на стыке предметной и абстрактной живописи.

Наталия Гончарова. Весна, конец 1910-х – 1920-е годы. Частное собрание

Михаил Ларионов. На морском берегу, 1920 – 1940-е годы. Частное собрание
Художник мировой элиты, модный портретист, автор цикла «Расея», известный гротескными образами на стыке модерна и авангарда, Борис Григорьев (1886 – 1939) обрел славу при жизни как в России, так и за границей. На выставке экспонируются два произведения мастера, а его картины высоко ценятся коллекционерами. Картина «Женщина из Понт-Авена. Мать Агата» принадлежит к вершинам творчества Григорьева, когда выкристаллизировалась его характерная манера, построенная на гротескных линиях и цветовых плоскостях. Полотно принадлежит к бретонскому циклу мастера (1921 – 1926), в котором он живописал простых людей, подчеркивая монументальность их образов.

Борис Григорьев. Мать Агата, 1924. Частное собрание
Филипп Малявин (1869 – 1940) и Абрам Архипов (1862 – 1930) обращались к образам русских крестьянок. Наследие русского художника Филиппа Малявина сочетает в себе черты модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Крестьянская тема – ведущая в творчестве мастера с начала 1900-х годов, что стало следствием успеха картины «Смех» на Всемирной выставке в Париже (полотно удостоено золотой медали) и на IV Венецианской биеннале (работа была выкуплена итальянским правительством и ныне хранится в Международной галерее современного искусства в Венеции). В экспозиции демонстрируется авторская версия картины «Смех» 1920-х – 1930-х годов кисти Филиппа Малявина.

Абрам Архипов. Крестьянка в зеленом сарафане, начало XX века. Частное собрание
Пожалуй, один из наименее знакомых российской широкой публике мастеров модернизма – это Григорий Глюкман (1898 – 1973). Уроженец Витебска Глюкман так и не окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Эмигрировал в Берлин, жил и выставлялся в Париже, на юге Франции. В 1941 году уехал в США. В творчестве Григория Глюкмана соединились традиции русского искусства и прекрасное знание приемов европейских школ живописи, в частности мастер активно использовал колористические достижения старых венецианских мастеров и французских художников второй половины XVII — начала XVIII столетий, в особенности А. Ватто, Н. Ланкре, Ж. Б. Патера. Как и старые мастера, Глюкман писал преимущественно на деревянных досках, накладывая одну краску поверх другой, чтобы нижние слои просвечивали сквозь верхние, благодаря чему добивался эффекта необычайной глубины и богатства оттенков. Отдельным увлечением мастера было развитие достижений Эдгара Дега, который с большим интересом писал танцовщиц балета. В интерпретации Глюкмана балерины еще более воздушные и невесомые, что приближает Глюкмана к европейскому импрессионизму.

Григорий Глюкман. Балетные тела. Частное собрание
Ученик Ильи Репина в Академии художеств Николай Фешин (1881 – 1955) эмигрировал в Нью-Йорк, потом – в Таос (штат Нью-Мехико), где быстро вошел в русло современной живописи модернизма. В Лос-Анджелесе Фешин преподавал дизайнерам голливудских киностудий. Представленное на выставке полотно «Натюрморт с мексиканской керамической свинкой-копилкой» относится к американскому, даже скорее калифорнийскому периоду творчества. Работа была написана в Таосе с 1927 по 1933 год. Характерным для Фешина является также включение в натюрморт народных мотивов – в данном случае, эту роль выполняет свинья-копилка в мексиканском стиле. В таком редком экземпляре творчества художника сконцентрирован его эффектный фирменный стиль, образованный сочетанием сглаженного красочного слоя и пастозных экспрессивных мазков, тщательно выписанных и импрессионно проработанных участков холста. Фешин сравнивал свою экспрессивную манеру живописи с музыкой: «Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор». Вычурная яркость копилки блестяще «слеплена» виртуозными мазками и красками живописца.

Николай Фешин. Натюрморт с мексиканской керамической свинкой-копилкой. Частное собрание
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».