«Центр Искусств. Москва» представляет реэкспозицию «Возрождение. Живопись итальянского и Северного Ренессанса из частных собраний». Выставка объединяет 15 произведений итальянской, ранней нидерландской, немецкой и австрийской школ. Среди художников Возрождения, работы которых экспонируются в зале, – Джованни Беллини, Франческо Бенальо, Никколо ди Томмазо, Сано ди Пьетро, Никколо ди Пьетро Джерини, Мастера Сан Якопо а Муччиана, Яна Велленса де Кока, произведения круга Джотто ди Бондоне, Иоахима Патинира, Мастера женских полуфигур, Лоренцо ди Никколо Джерини.
Живопись Проторенессанса, так называемого Предвозрождения, а именно второй половины XII – XIV века представлена произведением мастера из круга Джотто ди Бондоне. В истории искусства Джотто считается основоположником новой итальянской живописи и ключевой фигурой эпохи Проторенессанса. Он преодолел византийские традиции, разработав новый подход к изображению пространства и придав своим персонажам жизненность и психологизм. На итальянском примитиве, который датируется первыми тремя десятилетиями XIV века, повышенную экспрессию произведению придает кровь Христа и холодный цвет его тела. По одну сторону от Распятия автор разместил фигуры трех жен-мироносиц, которые поддерживали Богоматерь. По другую – святого Иоанна Богослова с римскими воинами, разыгравшими одеяния Спасителя. Иоанн Богослов свидетельствовал, что у креста были, помимо Богоматери, сестра его матери Мария Клеопова и Мария Магдалина. Панель относится к тосканско-византийской традиции живописи и воплощает эхо натуралистической традиции Джотто.

Последователь Джотто ди Бондоне. Распятие. Частная коллекция
Произведения итальянского Проторенессанса распознаются уже по форме: часто они представляют собой часть алтаря, триптиха или полиптиха, а в их декоре доминирует золото. В центре изображения представлена Богоматерь с Младенцем. Так на произведении круга Лоренцо ди Никколо Джерини (возможно, Лоренцо ди Никколо ди Мартино, работавший во Флоренции между 1392 – 1412) рядом с Мадонной появляется довольно раннее для той эпохи изображение музыки в образе музицирующих ангелов. Произведения этого времени считались живописью индивидуального благочестия, поэтому на них присутствовали надписи для пояснений. Так в основании композиции «Мадонны с Младенцем во славе со святыми Иоанном Крестителем, Юлианом Странноприимцем и двумя мучениками приведена первая строка католической молитвы: «Радуйся, Мария, благодати полная!». В эту эпоху мастера все еще благочестиво скрывают свои имена, редко подписывая свои работы, поэтому искусствоведы дают им условные имена, как, например, в случае с Мастером Сан Якопо а Муччиана. Такое обозначение было выбрано искусствоведом Ричардом Оффнером по триптиху из церкви Святого Якопо в местечке Муччиана.
Характерные черты раннего Возрождения, живописи XV века, раскрывает памятник кисти веронского мастера Франческо Бенальо (около 1432 – 1492) «Христос с орудиями Страстей» (около 1460 года). В живописи появляется пейзаж, однако, трактовка образов все еще линеарна.
Высокое Возрождение, к которому относится искусство конца XV века – первой четверти XVI века, на выставке в «Центре Искусств. Москва» представлено живописью великого венецианского мастера Джованни Беллини (1430/1433 – 1516), который обучал Тициана и Джорджоне. «Мадонна с Младенцем» – наиболее характерное произведение знаменитого венецианца. Оно принадлежит к циклу изображений, заказываемых по традиции в качестве произведений домашнего благочестия, поэтому общая иконографическая схема консервативна. Однако Мадонна не заключена в линии, как это было во флорентийском искусстве. Богоматерь обретает плоть и кровь благодаря тональным и световоздушным достижениям живописной манеры Беллини.

Джованни Беллини. Мадонна с Младенцем. Начало 1490-х годов. Частная коллекция
Северное Возрождение на выставке в «Центре Искусств. Москва» представлено характерными произведениями анонимных и известных мастеров эпохи.
Одним из ведущих художников Северного Возрождения считается Иоахим Патинир (1475/1480 – 1524). В экспозиции демонстрируется произведение мастера его круга. Уже при жизни Патинир приобрел много последователей. Отдых на пути в Египет – сюжет в христианской живописи, изображающий отдыхающим Святое семейство (Дева Мария, Иисус, супруг Иосиф Обручник) обычно на фоне пейзажа во время их бегства в Египет от казней, устроенных царем Иродом.

Круг Иоахима Патинира. Отдых на пути в Египет. Вторая треть XVI века. Частная коллекция
Среди редких авторов Северного Возрождения – памятник мастерской Мастера женских полуфигур, снова анонимный автор, который, согласно нормам благочестия, не подписывал свои работы. На произведениях художника женщины часто написаны в полуборота. На триптихе Святой Иероним Стридонский, автор канонического латинского перевода Библии (Вульгата), изображенный в центральной части триптиха, стал в Западной Европе одним из самых почитаемых святых. Чаще всего он изображался в молении в келье или кающимся в пустыне, куда он удалился от мирской суеты.

Мастерская Мастера женских полуфигур. Триптих со Святым Иеронимом. 1530-1540-е годы. Частная коллекция
Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».
Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчет.