Частная коллекция, Москва
Картины Исаака Левитана определили лицо русской национальной живописи второй половины XIX века. Он стал одним из основоположников «пейзажа настроения». Блестящий студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик Алексея Саврасова и Василия Поленова прошел путь от блестящего мастера-реалиста до живописца эпохи импрессионизма и модерна.
Сакральное отношение к природе и обращение к подлинно русским пейзажам Исаак Левитан унаследовал от своего учителя Алексея Саврасова. В письме к Антону Чехову Левитан писал: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник». В картинах Левитана так много изображений русский церквей на лоне природы. Его живопись тяготеет к миру горнему.
Картина «Под вечер» 1889 года знаменует собой веху между Левитаном-реалистом и мастером модерна. С одной стороны, изгиб дороги, церковь и бескрайнее зеленое поле – сформированный во многом Левитаном образ русского национального пейзажа. С другой – лаконичность исполнения, лишенная прорисовки и деталей, импрессионность считываются в картине. «Вероятно, через час раздастся благовест – о, как я люблю эти минуты, минуты, говорящие о жизни правды, говорящие не о фактическом воскресении, а о торжестве истины», – эти строки из письма Исаака Левитана созвучны полотну «Под вечер», подлинно национальному пейзажу русской живописи.
Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».