Золотой век русского портрета. 1760 – 1820-е годы

Золотой век русского портрета. 1760 – 1820-е годы

«Центр Искусств. Москва» представляет выставку «Золотой век русского портрета. 1760 – 1820-е годы». Вторая половина XVIII – начало XIX века – эпоха Екатерины II, Павла I, Александра I и время расцвета портретного жанра в Российской империи. Фокус-выставка Центра Искусств включает шесть портретов из частного собрания. В экспозицию вошли работы российских и европейских мастеров Иоганна Баптиста Лампи Младшего (1775 – 1837), Леонтия Миропольского (1749 – 1819), Павла Дальмана (1743 – 1779), Фридриха Карла Грегера (1766 – 1838), живописца из круга Владимира Боровиковского (1757 – 1825) и высокохудожественные портреты анонимных авторов начала XIX века. Среди портретируемых – русские генералы и иностранные военные на службе Романовых, а также представители аристократии.

Шедевром выставки является работа кисти Леонтия Семеновича Миропольского «Портрет Великого князя Константина Павловича» 1786 года. Художник прошел обучение в Санкт-Петербурге в Академии художеств под руководством Дмитрия Григорьевича Левицкого. После окончания Академии Миропольский получал многочисленные заказы от представителей дворянства и царской семьи. В 1780-х годах художник работал для двора Павла I и неоднократно исполнял портреты императорских отпрысков Александра и Константина.

На портрете Константин, младший брат Александра I и сын Павла I, написан в возрасте 7 лет. Екатерина Великая, принимавшая активнейшее участие в воспитании внуков, назвала Константина в честь Константина Великого – Римского императора, сделавшего христианство господствующей религией империи и перенесшего столицу в Константинополь. Александра она назвала в честь Александра Невского. Екатерина надеялась, что Константин освободит Константинополь от турок, а Александр станет государем вновь восставшей из пепла Византийской империи. Однако планы императрицы не были осуществлены. В междуцарствии 1825 года Константин Павлович около 25 дней считался наследником престола, однако, отрекся от власти по собственному желанию еще в 1823 году, поскольку был женат на польской графине, а такой брак не считался равным. Наследником престола стал третий сын Павла I Николай I. На портрете на Константине – голубая лента ордена Святого апостола Андрея Первозванного, а также орден Святой Анны 1-ой степени.

Л. С. Миропольский. Портрет Великого князя Константина Павловича, 1786. Частное собрание

Другой бесспорной жемчужиной экспозиции является работа кисти австрийского мастера Иоганна Баптиста Лампи Младшего. Выпускник Венской Академии художеств работал вместе с отцом в России. В экспозиции на полотне Лампи изображен австрийский генерал, деятель времен наполеоновских воин Иоганн фон Кленау, барон фон Яновиц (1758 – 1819) в военной форме. Сподвижник Александра Суворова в его Итальянском походе 1799 года.  Фон картины составляют деревья и небо с облаками. Генерал одет в мундир, подпоясан офицерским шарфом, украшен различными наградами, среди них – орден Леопольда (Австрия), военный орден Марии-Терезии (Австрия), ордена Российской империи: Александр Невский и Владимир I степени.

Иоганн Баптист Лампи Младший. Портрет Иоганна фон Кленау, 1814. Частное собрание

Портрет генерал-майора П. А. Папкова (1809 – 1811) демонстрирует высокий художественный уровень даже анонимных мастеров той эпохи. Военачальник и градоначальник на портрете изображен с орденом Святого Георгия 3-й степени, орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами, прусским орденом Pour le Mérite. На груди размещены кавалерский крест и звезда ордена Святого Иоанна Иерусалимского.

Портрет генерал-майора П. А. Папкова, 1809 – 1811. Частное собрание

Камерная фокус-выставка «Золотой век русского портрета» в анфиладе «Центра Искусств. Москва» представляет собой уникальную возможность познакомиться с выдающимися произведениями этого периода, которые впервые демонстрируются широкой публике.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчет.