Святая Троица. Иконы XVI – начала XX века из частных собраний

Святая Троица. Иконы XVI – начала XX века из частных собраний

Выставка «Святая Троица» – уникальное репрезентативное исследование образа Троицы в русском православном искусстве и иконографии. Иконы охватывают 4 столетия с XVI по начало XX века и были созданы в разных регионах, среди них – Москва, Костромские земли, Выг, Палех, Холуй, Романов-Борисоглебск, Тверские земли, Строгановские вотчины, Русский Север, Ветка, Мстера, Ярославль и Ярославские земли, Псков, Поволжье. Столь обширная кураторская географическая и хронологическая выборка впервые представляет иконографию Святой Троицы широкой публике. Кроме того, в этикетаже на экспозиции приводятся стилистические различия разных иконописных центров. Все иконы происходят из семейных собраний.

Один из самых древних образов выставки – монументальная икона Святой Троицы московского мастера конца XVI – начала XVII века. Судя по размерам, драгоценным серебряным, эмалевым венцам и высокому уровню письма, икона «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» была царским вкладом в монастырь или городской собор. Образу свойственна яркая выразительность, прежде всего за счет сильно вытянутых пропорций фигур ангелов. Сложная неяркая колористическая гамма, построенная на сочетании сближенных цветов, характерна для эпохи Бориса Годунова и отличает многие памятники этого времени, такие как иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря, с которым данное произведение имеет явственные стилистические параллели.

СВЯТАЯ ТРОИЦА. Москва, конец XVI – начало XVII века, частная коллекция

К редчайшим иконографиям, представленным на выставке, относится икона «Троица Новозаветная» иконописной школы Выга, датируемая 1770-е годами. На иконе Троица изображена в трех лицах: Христа-средовека (человека средних лет), Бога Отца (Саваофа) в облике седовласого старца (образ основан на тексте видения пророка Даниила: «…воссел Ветхий деньми; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь») и Святого Духа в образе голубя в сиянии славы между ними. Изображение трона, состоящего из херувимов, соответствует пророчеству Исайи: «Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на херувимах». По сторонам от Троицы изображены Богоматерь и Иоанн Предтеча (Креститель). Святую Троицу окружают символы четырех евангелистов в виде животных. Приверженцы новой веры почитали следующее соответствие: ангел (Матфей), орел (Иоанн), лев (Марк), телец (Лука). Однако в данной иконе Марка олицетворяет орел, а Иоанна – лев, что указывает на старообрядческий заказ, поскольку старообрядцы почитали изображение тетраморфа, основанное на толковании Иринея Лионского II века. Такой извод Святой Троицы носил апокалиптический характер и сформировался в конце XV века. Подобные изображения именуются также «Сопрестолие» и «Отечество».

Святая Троица иконописной школы Романова-Борисоглебска рубежа XVIII – XIX века характеризуется колоритом, основанным на использовании бирюзового и сиреневато-розового цветов и вызолоченным фоном; удлиненными пропорциями фигур и ликов; витиеватыми картушами архитектурных построек, что характерно для данного иконописного центра.

Образ Святой Троицы иконописной школы Ветки середины XIX века относится к эталонным образцам этого центра, характеризуемого использованием золота, сочетаниями розово-лилового, голубого, зеленого, красного цветов, а также орнаментом скатерти в виде букетов роз.

Икона иконописного центра Палеха «Троица Ветхозаветная в деяниях», датируемая первой четвертью XIX века, принадлежит к классическому направлению палехского письма, о чем свидетельствуют изысканная миниатюрная живопись; колорит, построенный на сочетании охры, киновари, бирюзового и синего цветов; золотой фон с охристыми полями и богатая киноварная рамка с орнаментом.

Некоторые иконы на выставке украшены драгоценными ювелирными окладами, что было типичным явлением для образов рубежа XIX – XX века. Среди них – оклад к иконе из Холуя, изготовленный между 1899 и 1903 годом мастером-монограммистом, инициалы которого расшифровываются как Петр Егорович Филиппов. Крестьянин из Тульской губернии Филиппов торговал золотыми и серебряными изделиями в Санкт-Петербурге по адресу на улице Казанская, 8.

Столь обширная географическая и хронологическая кураторская выборка из нескольких десятков произведений впервые представляет широкой публике иконографию Святой Троицы во всем стилистическом и смысловом многообразии.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».