Айвазовский, Боголюбов, Алисов. Шедевры частных собраний

Айвазовский, Боголюбов, Алисов. Шедевры частных собраний

Камерная выставка морского пейзажа «Айвазовский, Боголюбов, Алисов. Шедевры частных собраний» «Центра Искусств. Москва» представляет широкой публике больше двух десятков произведений самых известных и редких маринистов Российской империи.

В анфиладе Центра представлены три произведения Ивана Константиновича Айвазовского (Феодосия, 1817 – 1900) из частных собраний. Такие работы крайне редко экспонируются на публичных выставках, поскольку высоко ценятся коллекционерами. К раннему периоду в творчестве феодосийского мариниста относят редкий степной пейзаж 1856 года. В этот период маринист на время покинул родной Крым, ставший ареной боевых действий, и писал такие же бескрайние, но уже степные виды с повозками чумаков, волами и мельницами.  Зенит творчества Ивана Константиновича представлен романтической композицией «Буря на южном берегу Крыма. Скалы Ильмень близ Алупки» 1863 года. Даже поздние работы Ивана Константиновича отличаются высоким уровнем мастерства, которое он стремился улучшить с годами: одна из картин – «Захода солнца» 1891 года – экспонируется в анфиладе Центра.

И. К. Айвазовский. Заход солнца, 1891. Частное собрание

Моряк, гидрограф, участник Товарищества передвижных художественных выставок и академик Императорской Академии художеств Алексей Боголюбов создавал романтические, академические и реалистические пейзажи. На выставке в Центре Искусств представлен ранний этап становления этого художника. Картина «Озеро Сайма близ Иматры» относится ко времени обучения будущего мэтра в Академии художеств, а монументальное полотно «Феодосия при восходе солнца» 1851 года напрямую вдохновлено композицией Ивана Айвазовского.

А. П. Боголюбов. Озеро Сайма близ Иматры, третья четверть XIX века, Частное собрание

На выставке представлено больше пятнадцати произведений Михаила Александровича Алисова (Харьков, 1859 – 1933, Ялта). Уроженец Харькова, Михаил Александрович происходил из курского дворянства. В 1887 – 1889 годах будущий живописец учился у Юлия Клевера в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, а позднее прошел обучение в мастерской Ивана Айвазовского в Крыму. Работал в Харьковской губернии, а позднее переехал в Крым, где Алисов писал виды Феодосии, Симеиза, Тарханкутского полуострова, Аю-Дага, Фиолента, Севастополя, Ялты. В лесных пейзажах  Алисова угадывается влияние русской реалистической традиции, в его морских ноктюрнах – люминизма Архипа Куинджи и, конечно же, в бушующих маринах – влияние Ивана Айвазовского. Однако наиболее характерными и формирующими собственный стиль художника стали его исполненные спокойствия крымские пейзажи, с которыми, по выражению коллекционера, «приятно жить».

М. А. Алисов. Тарханкутский полуостров. Крым, 1910-е – 1920-е годы. Частное собрание

М. А. Алисов. Лунная ночь в Крыму, 1929. Частное собрание

Выставка «Айвазовский, Боголюбов, Алисов. Шедевры частных собраний» дополнена произведением Григория Ивановича Капустина (1865 – 1925), который широко известен в среде коллекционеров наследия Ивана Айвазовского как последователь мариниста и ученик его мастерской. Произведения Капустина лишены страстей и дворцового размаха, они спокойнее по колористическому решению, если Капустин не копировал полотно своего учителя. Картины Капустина неоднократно перепечатывались в дореволюционной России, чаще всего в виде открыток.

Экспозиция занимает отдельный зал и частично анфиладу Центра (произведения Ивана Айвазовского).

В образовательную программу для выставки входит интенсив для взрослых и детей «Русский пейзаж и экспертиза живописи».

Автор: Затюпа Светлана Валерьевна; Ступина Виктория Эдуардовна;  Кабурнеева Надежда Олеговна
ISBN: 978-5-9908942-5-9
Издательство: «Центр Искусств. Москва»
Год выпуска: 2017
Переплет: твердый
Страниц: 84
Размеры: 25.1 х 22.5 см
Вес: 656 гр

Первое биографическое и историко-искусствоведческое исследование творчества русского художника Михаила Александровича Алисова (1859 – 1933).

Михаил Алисов вошел в историю искусства как пейзажист и маринист рубежа XIX – XX века, ученик Юлия Клевера и Ивана Айвазовского. В своем творчестве Алисов объединил лучшие традиции русской реалистической школы и достижения пленэрной живописи. Писал украинские и крымские пейзажи. Художника интересовала камерная, тихая жизнь природы с ее красочным созвучием почти музыкального свойства. В каталоге воспроизведены картины Алисова с видами Стрелецкой бухты Севастополя, Ялты, горы Аю-Даг, Тарханкутского полуострова, мыса Фиолент.

Книга содержит подробное исследование жизни художника, его дворянского рода и очерк о художественной открытке начала XX века; статью «М. А. Алисов и становление художественных школ юга России в конце XIX – начале XX века: самодостаточный талант и художественные институции»; репродукции более 25 картин Михаила Алисова из частного собрания с искусствоведческими очерками. В работе над книгой были использованы архивные материалы Императорской Академии художеств и периодической печати той эпохи. Каталог будет интересен ценителям русского искусства, искусствоведам и специалистам арт-рынка.

Книга доступна в сувенирном магазине Центра и на маркетплейсе Ozon.