«Творить значит жить». Живопись первой трети XX века из частных собраний

ТВОРИТЬ ЗНАЧИТ ЖИТЬ
Живопись первой трети XX века из частных собраний

«Центр Искусств. Москва» представляет динамичную экспозицию «Творить значит жить. Живопись первой трети XX века из частных собраний», в ансамбле которой экспонируются произведения модерна, импрессионизма, постимпрессионизма, соцреализма, теоретиков нового искусства. Среди имен – Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Абрам Маневич, Александр Яковлев, Аристарх Лентулов, Александр Герасимов, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Илья Машков, Николай и Святослав Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Сергей Виноградов, Тамара де Лемпика и другие. Российский контекст истории искусства дополнен двумя произведениями гения сюрреализма Сальвадора Дали.

Сальвадор Дали. Девушка-кошка. 1950

Кузьма Петров-Водкин. Демон. 1904

Отправной цитатой для выставки «Центра Искусств. Москва» стало высказывание Казимира Малевича: «Творить значит жить, вечно создавать новое и новое». Значительная часть произведений были написаны современниками Малевича, родившимися в 1870 – 1880-х годах, сформировавшими искусство первой половины и середины XX века и его теорию. Благодаря им на определенный период времени на смену фигуративному искусству приходит авангард и беспредметность, единство школы и стиля сменяет плюрализм стилей и направлений.

Борис Кустодиев (род. 1878). Виллы. 1913

Николай Рерих (род. 1874). Замок Гэсэр-хана. 1929

Одним из центральных произведений является поздний импрессионистический пейзаж Казимира Малевича «Зимний пейзаж. Немчиновка» 1929 года. Знаменитый теоретик авангарда считал импрессионизм началом своего искусства, а супрематизм – его вершиной. Однако обратясь в конце жизни к импрессионизму, Малевич опроверг собственные теоретические изыскания: «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой». В ансамбле выставки представлены только фигуративные произведения авангардистов, вскрывая таким образом их творческую эволюцию, а иногда теоретические противоречия их искусства.


Казимир Малевич. Зимний пейзаж. Немчиновка. 1929

 

Экспозиция является динамичной и будет постоянно обновляться: полотна будут возвращаться к своим владельцам, а новые поступления из частных собраний появляться на выставке.