ТВОРИТЬ ЗНАЧИТ ЖИТЬ
Живопись первой трети XX века из частных собраний
«Центр Искусств. Москва» представляет динамичную экспозицию «Творить значит жить. Живопись первой трети XX века из частных собраний», в ансамбле которой экспонируются произведения модерна, импрессионизма, постимпрессионизма, соцреализма, теоретиков нового искусства. Среди имен – Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Абрам Маневич, Александр Яковлев, Аристарх Лентулов, Александр Герасимов, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Илья Машков, Николай и Святослав Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Сергей Виноградов, Тамара де Лемпика и другие. Российский контекст истории искусства дополнен двумя произведениями гения сюрреализма Сальвадора Дали.
Сальвадор Дали. Девушка-кошка. 1950
Кузьма Петров-Водкин. Демон. 1904
Отправной цитатой для выставки «Центра Искусств. Москва» стало высказывание Казимира Малевича: «Творить значит жить, вечно создавать новое и новое». Значительная часть произведений были написаны современниками Малевича, родившимися в 1870 – 1880-х годах, сформировавшими искусство первой половины и середины XX века и его теорию. Благодаря им на определенный период времени на смену фигуративному искусству приходит авангард и беспредметность, единство школы и стиля сменяет плюрализм стилей и направлений.
Борис Кустодиев (род. 1878). Виллы. 1913
Николай Рерих (род. 1874). Замок Гэсэр-хана. 1929
Одним из центральных произведений является поздний импрессионистический пейзаж Казимира Малевича «Зимний пейзаж. Немчиновка» 1929 года. Знаменитый теоретик авангарда считал импрессионизм началом своего искусства, а супрематизм – его вершиной. Однако обратясь в конце жизни к импрессионизму, Малевич опроверг собственные теоретические изыскания: «Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой». В ансамбле выставки представлены только фигуративные произведения авангардистов, вскрывая таким образом их творческую эволюцию, а иногда теоретические противоречия их искусства.
Казимир Малевич. Зимний пейзаж. Немчиновка. 1929
Экспозиция является динамичной и будет постоянно обновляться: полотна будут возвращаться к своим владельцам, а новые поступления из частных собраний появляться на выставке.