Айвазовский Иван Константинович, Буря на южном берегу Крыма, скалы Ильмень близ Алупки, 1863

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович
(1817 – 1900)
Буря на южном берегу Крыма, скалы Ильмень близ Алупки, 1863

Провенанс:
Частная коллекция, Москва.

 

Изображение бушующего моря всегда привлекало Ивана Айвазовского. Еще в раннем творчестве художника появляются мотивы кораблекрушений, заимствованные им из общей направленности романтической живописи и корпуса работ его французского учителя Филиппа Таннера. Со второй половины 1850-х годов, по всей видимости, под влиянием событий Крымской войны (1853 – 1856), участником которой он являлся, частота этого мотива в творчестве мастера усиливается.

В корпусе кораблекрушений кисти Айвазовского воля человека к жизни противопоставлялась грозному накату морской стихии. В этом проявлялся романтический характер творчества мастера. Не без зависти некоторые современники упрекали мастера в повторяемости мотивов, однообразном колорите и композиционном решении. Однако именно благодаря Айвазовскому в маринистике совершился поворот от романтической трактовки морской стихии к ее реалистическому изображению. Даже в солидном возрасте живописная техника Айвазовского оставалась на высоком уровне. Он создавал картины размером 4 на 2 метра.

Иван Айвазовский нашел точные средства для изображения величия и красоты морской и воздушной стихий. Мягкость солнечного света обволакивает необъятное небо и проходит сквозь волны, придавая им лазурное свечение. Казалось бы, простая по драматургии картина отличается необыкновенной светоносностью, ощущением широты пейзажного пространства. Подобный эффект цельности цветовой гаммы неба достигнут благодаря характерной особенности художника: Айвазовский всегда писал «воздух» в один сеанс, не нарушая первого впечатления.

Картина экспонируется в «Центре Искусств. Москва».