Нико Пиросмани. Праздник одиночества

В искусстве, как и в жизни, все неоднозначно. Радость переплетается с грустью, вдохновение – с периодами молчания, призвание – с минутами сомнений. Но во всем этом многообразии чувств всегда есть творчество и особая, уникальная красота. Об этом и многом другом нам расскажет коллектив театра «Спичка» в своем удивительном спектакле, посвященном одному из ярчайших гениев живописи.

Праздник одиночества – это спектакль-разговор о жизни и творчестве грузинского живописца Нико Пиросмани. Пиросмани прожил безвестную жизнь, полную невзгод и лишений, однако это не помешало ему создать тысячи прекрасных полотен, ставших культурным достоянием страны уже после смерти автора. Притча о безоглядной любви к миру, любви к человеку и своему призванию, к тому, что тебе дано судьбой.

Режиссёр – Сергей Лебедев

История создания

Идея этой постановки очень долго ждала сценического воплощения. Изначально был текст, который являлся скорее предметом для размышления и рассуждения, нежели неким режиссёрским планом действий, а однозначное сценическое решение не рождалось. 

На одной из встреч с актрисой Галиной Простеевой режиссёр и исполнитель Сергей Лебедев предложил прочесть текст вслух, по ролям, но не ради обдуманной подготовки к постановке, а исключительно из соображений творческого любопытства и удовольствия. Именно на этой читке и родилась основная идея спектакля: единственное, чем должен обладать художник – это воображение и сила воли. Отсюда проявилось и пустое пространство спектакля, практически лишенное декораций, реквизита и прочих театральных эффектов. Жанр родился также сам по себе – из разговора о спектакле вырос спектакль-разговор. Сдержанный, лаконичный, но вместе с тем пронзительный и содержательный. 

Мизансцены в спектакле тоже практически отсутствуют – есть только одна, продуманная, в самом конце. Но от этого каждый показ спектакля уникален, как и разговор двух людей, и невозможно предугадать, какую эмоциональную направленность он приобретет сегодня или на следующем показе – спектакль всегда отражает актёров сегодняшних и всегда играется о нынешнем дне, ведь темы, которые в нём затрагиваются корневые, капитальные, и каждый новый показ преломляет их по-новому. 

Сам Нико Пиросмани – художник неоднозначный. Для некоторых – он, вероятно, слишком «попсовый» и медийный, растащенный на тысячи репродукций и изображений. Для кого-то он незнакомый вовсе, а кто-то даже не подозревает о том, что знаком с ним, ведь песню А. Пугачевой «Миллион алых роз» слышали многие, но то, что за этим сюжетом скрываются настоящая жизненная история, едва ли догадывались. Несмотря на возросшую сейчас популярность, при жизни соотечественники Пиросмани были настроены к нему скептично и мало кто мог в полной мере воспринять его работы и сблизиться с его идеями. 

А идея для Пиросмани была всем и он был человеком, растворенном в искусстве, в той красоте, которую он видел и пытался передать людям. Рисуя вывески для магазинов и духанов, он работал за еду, денег никогда не брал – это была его принципиальная позиция. Чистое и честное служение искусству. Нико Пиросмани являл собой образ настоящего человека, беззаветно выполняющего своё предназначение в мире. Поэтому сейчас, когда искусство и творчество меряется субсидиями и грантами, особенно важно напомнить самим себе об основной его функции – трансляции красоты, и неважно какие формы она принимает. 

Парадоксально то, что сколько бы пренебрежительно к художнику не относились современники, сейчас он олицетворяет Грузию и является настоящим символом этой страны. Пиросмани, практически не державший в руках денег при жизни, теперь изображен на банкнотах. История всегда всё расставляет по своим местам. 

О театре

Театр «Спичка» был основан в 2017 году на территории Барнаульского сереброплавильного завода. Идею создания независимой театральной площадки решил реализовать будущий директор и организатор – Андрей Кондрашевич. Ввиду того, что в городе существовало большое количество независимых театральных коллективов, кочевавших от одной сцене к другой, Андрей Владимирович увидел возможность объединить их под одной крышей и дать максимальную свободу в самовыражении. Так начали выстраиваться творческие взаимосвязи практически со всеми театральными коллективами города и сейчас уже сложно найти труппу, которая хотя бы раз не выступала на «Спичке». Пространство площадки оформлялось буквально своими руками. Освещение, звук, кулисы, строительные материалы предоставлялись неравнодушными к воплощению этой идеи людьми. Однако, большую часть Андрей Владимирович изготовил и произвёл сам: проводка, отопление, покраска, зал в виде амфитеатра на 150 мест – можно смело сказать, что этот театр является делом рук одного человека. Штат площадки и сейчас остаётся практически неизменным – на ней постоянно трудятся всего несколько человек, разделяющих между собой обязанности всех театральных цехов и администрации, а некоторые из членов коллектива даже не находятся непосредственно в городе, занимаясь развитием площадки дистанционно. Это очень способствует скорости утверждения и согласования решений и общей творческой атмосфере.

Площадка открылась показом спектакля «Вдовий пароход» по повести И. Грековой в исполнении третьего актерского курса мастерской Михаила Тумашова Алтайского института культуры. Режиссёром спектакля выступил педагог мастерской Сергей Лебедев. С этого момента был окончательно установлен вектор на привлечение молодежной аудитории как создателями спектаклей, так и зрителями. Впоследствии на площадку приглашались коллективы и исполнители со всей России – основатель театра La Pushkin Олег Жуковский, театр «Особняк», театр-студия «Project» и многие другие. 

Сейчас, в 2021 году, театр ведет свой пятый сезон, но репертуар существенно расширился – на площадке проходят музыкальные концерты групп со всего региона, поэтические вечера, лекции, читки, интенсивы по актёрскому мастерству и даже выступления барнаульских стендап-комиков. Но главная идея молодого, следующего современным тенденциям театра продолжает реализовываться: ежемесячно мы представляем премьеры, сотрудничаем с режиссёрами государственных театров Барнаула и выпускаем собственные проекты, такие как спектакль «Праздник одиночества» о жизни живописца Нико Пиросмани. 

Совсем скоро жители Москвы и гости столицы смогут насладиться уникальной постановкой, которая в этот раз пройдет в залах «Центра искусств.Москва», где среди шедевров живописи вы сможете погрузиться в жизнь, являющую собой подлинный шедевр. Приглашаем вас в это удивительное путешествие!

Фото «Центра Искусств. Москва»

В стоимость билетов входит посещение постоянной экспозиции «Центра Искусств. Москва», а также выставок:
— «Импрессионизм и модерн в русском искусстве»
— «Золотой XVII век»
— «Два Возрождения»

Уважаемые зрители!

В связи с ограничениями, введенными Роспотребнадзором в настоящее время, количество мест в зале ограничено. Пожалуйста, приобретайте билеты заранее. Вход в галерею и мероприятия осуществляется строго по QR-коду вместе с документом, удостоверяющим личность. Напоминаем вам о необходимости использовать средства индивидуальной защиты — маски и перчатки.