Русский пейзаж XIX века

Русский пейзаж XIX века

В зале пейзажной живописи «Центра Искусств. Москва» представлены полотна редких и именитых русских пейзажистов, академиков и профессоров Императорской Академии художеств, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Среди них – И. А. Вельц, И. Э. Грабарь, А. Н. Шильдер, И. Ф. Шультце, К. А. Вещилов, М. А. Алисов, В. Л. Муравьев, П. П. Верещагин, Н. А. Сергеев, П. П. Джогин, Н. Н. Дубовской, А. А. Киселев, С. Ф. Федоров, Р. А. Берггольц, Ю. Ю. Клевер и другие. Каждый творец передал любовь к природе по-своему. Зритель найдет то живописное отображение русской природы, которое ближе всего его сердцу.

Вход в зал пейзажной живописи предворяет картина Арсения Мещерского – профессора Академии художеств, лауреата академических медалей, создателя в русском искусстве архетипических образов природы. Мещерский обучался в Императорской Академии художеств у Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. В 1857 году совершил поездку в Швейцарию, где стал учеником Александра Калама. В 1867 году Мещерский сопровождал Великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. В 1876 – награжден профессорским званием, в 1886 – орденом Святой Анны 3-й степени «за особые труды на художественном поприще».

МЕЩЕРСКИЙ Арсений Иванович, Лес, 1898, Частное собрание

Творчество А. И. Мещерского, русского художника-пейзажиста, известного своими картинами Крыма и Кавказа, находится в русле европейской школы живописи. Французский критик и поэт Теофиль Готье считал, что «работы А. И. Мещерского достойны А. Калама». Картина «Лес» отличается блестящим рисунком и отточенной академической живописной манерой вместе с реалистической ориентацией на творчество Ивана Шишкина.

КИСЕЛЕВ Александр Александрович, Грозовая туча, 1888, Частное собрание

Мэтр пейзажной живописи, академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и экспонент Товарищества передвижных художественных выставок Александр Киселев запечатлевал обыденные сельские сюжеты в своем творчестве. Интимное чувство любви к родной стране находило выход в изображении подлинно «живых» пейзажей и знакомых каждому: широкие просторы полей, реки и озера, заросшие пруды и солнечные полянки. Киселеву великолепно удавались изображения сложных состояний неба и воды, как на монументальном полотне «Грозовая туча».

 

КЛЕВЕР Юлий Юльевич, Лес, 1901, Частное собрание

«Безусловно талантливый художник, набивший руку в своей манере письма и понравившийся широкой публике передачей утрированных эффектов природы, Клевер занялся настоящей фабрикацией картин по особому своему шаблону. Писал их быстро и хлестко. Бывали случаи, когда на глазах заказчика в один день или вечер Клевер успевал написать целую картину. Деньгам он не знал счета, бросал их на разные затеи и сорил ими направо и налево», – писал современник о Юлии Клевере. Сегодня искусствоведы доказали натурную точность лесных пейзажей Клевера, которому быстро и фотографично удавалось воспроизводить природу.

ШИЛЬДЕР Андрей Николаевич, Перед грозой, 1918, Частное собрание

Пейзажи Андрея Николаевича Шильдера отличаются мягкостью и лиричностью. Без сомнения, будучи учеником Ивана Шишкина, мастер впитал знание о пейзаже, исполненном эпической величавости. Картина Шильдера «Перед грозой» выделяется в творчестве художника благодаря своему художественному мотиву и живописному решению. В ней Шильдер, как и мастера эпического пейзажа Шишкин и Дубовской, обратился к теме могущества природы, к эпическому пейзажу, который характеризуется всевластием изображаемой природы, полной внутренних сил и особой значимости.  Темная туча нависает над сельским пейзажем и речкой. Благодаря использованию контрастного цветового решения – светло-зеленый и темно-серый цвета, художник создал атмосферу, довлеющей природы над двумя небольшими человеческими фигурками, которые почти потерялись на фоне безграничной природы. Сельские девочки спешно собирают свою корзину в предчувствии грозы. Человек и жанровые мотивы почти отсутствуют в творчестве Шильдера. Эпический пейзаж «Перед грозой» включает человека в свое драматическое, тревожное художественное повествование. Небольшой размер фигурок девочек демонстрирует могущество природы перед лицом человека, что является одним из лейтмотивов русской пейзажной живописи и отечественной культуры второй половины XIX века.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций центра. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчёт.