Зал «Ивaн Айвазовский и морской пейзаж»

Зал «Ивaн Айвазовский и морской пейзаж»

В экспозиции «Центра Искусств. Москва» полно представлен творческий путь художника Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900). Коллекция является самым крупным публично экспонируемым собранием работ Айвазовского из частных коллекций, открытых для публичного посещения. Представлены излюбленные тематики, а именно закатные и ночные пейзажи и бури. Коллекция полотен Айвазовского дополнена работами его учеников Михаила Алисова и Григория Капустина.

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович, Закат на море, 1840-е годы, Частное собрание

Одна из жемчужин собрания – картина Ивана Айвазовского «Закат на море». Картина была создана после окончания Академии художеств в рамках пенсионерской поездки мастера за границу, была написана в Риме (подписана «Aywasowsky. Roma») и является самой ранней на экспозиции. Уже в начале творческого пути виртуозность художника при передаче эффектов лунного и солнечного света, играющих на воде, снискала признание российского императора Николая I и широкой публики.

В цикле полотен с изображением бушующего моря ввиду блестящего исполнения выделяется картина «Выживший. Буря на море» 1858 года из частного собрания, предоставленного на временное экспонирование в «Центр Искусств. Москва». На ней на фоне свинцового моря и неба из воды с трудом выходит спасшийся моряк. В списке произведений Ивана Айвазовского, представленных на выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге за 1858 год, значится картина «Буря». Высокий уровень исполнения позволяет утверждать, что именно картина «Выживший. Буря на море» 1858 года выставлялась в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Для этого произведения была написана музыка современным композитором Сергеем Желудковым.

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович, Выживший. Буря на море, 1858, Частное собрание

Учеником Ивана Айвазовского был Михаил Александрович Алисов (1859 – 1933). Самобытное дарование Алисова не подавил могучий гений Айвазовского, он также впитал в свое творчество лучшие новации русских пейзажистов и испытал влияние Архипа Куинджи. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи – художник света», – писал Илья Репин о Куинджи. Холодный свет на картине «Лунная дорожка» кисти Михаила Алисова и свет, исходящий от самой картины, были вдохновлены творчеством Архипа Ивановича. Сейчас и в прошлом ценители искусства и коллекционеры отмечали необычайные световые эффекты на картинах Куинджи, Шультце и Алисова, поэтому в историю искусства они вошли как художники-люминисты. Люминизм (от лат. lumen – свет) – направление в пейзажной живописи второй половины XIX – первой трети XX века, объектом изображения которого является свет. Изображая эффекты прямого и отраженного света, художники-люминисты уделяли особое внимание деталям живой природы, воспроизводя пейзаж подчеркнуто спокойным.

АЛИСОВ Михаил Александрович, Лунная дорожка, 1895, Частное собрание

Техническое оснащение зала позволяет зрителям постигать искусство не только зрительно — визуальный ряд дополнен легкими звуковыми штрихами — шумом моря.

Билет в «Центр Искусств. Москва» включает в себя посещение всех экспозиций центра. Центр расположен по адресу: улица Волхонка 15, на территории комплекса Храма Христа Спасителя, и занимает площадь более 2000 кв. метров. Вход с Соймоновского проезда, через арку с вывеской «Центр Искусств. Москва».

Приобрести билет можно в кассе галереи за наличный и безналичный расчёт.