Видеть звук: Кандинский+Шёнберг.

КАК МУЗЫКА ИЗМЕНИЛА ХУДОЖНИКА НАВСЕГДА

В честь 150-летнего юбилея со дня рождения Василия Кандинского в «Центре Искусств. Москва» проходит программа лекций и концертов, посвящённых одной из самых масштабных революций в искусстве.

28 апреля Кандинскому посвящает своё выступление виолончелист Московского Ансамбля Современной Музыки Илья Рубинштейн. В программе патриархальная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха соседствует с редким произведением Ойнвида Торвунда для виолончели и электроники в сопровождении видео-инсталляции с восьмибитным изображением; волнительная импровизация Альфреда Шнитке – с бунтарским звучанием произведения Марины Полеухиной.

История о встрече Василия Кандинского с работами композитора Арнольда Шенберга

2 января 1911 года Кандинский, живший в то время в Мюнхене, пошел на концерт Арнольда Шёнберга со своей возлюбленной Габриеле Мюнтер, друзьями Францом Марком, Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной. Все они были буквально контужены музыкой Шенберга, его отступлением от существующих правил гармонии в пользу нового атонального метода композиции. Позже, за коктейлями, художники взахлёб обсуждали удивительную согласованность между теорией Шёнберга и попытками Кандинского вырваться из традиционного фигуративного «режима» живописи. Кандинский принялся работать над визуальной реализацией взбудоражившей его теории: через несколько дней после концерта он сделал эскизы спектакля, а затем «дистиллировал» фигуры эскиза до такой степени, что они стали едва читаемы. За последующие месяцы он постепенно изъял из своих работ какую-бы то ни было нарративность и референции.

Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1913 год

Оркестр исполнил Второй Струнный Квартет, который трёмя годами ранее потряс публику в Вене. Ночной концерт в Мюнхене также вызвал неоднозначную реакцию аудитории, а Кандинского он изменил навсегда. Он писал Шенбергу: «В своей работе вы раскрыли то, что я … так долго искал в музыке. Самодостаточное следование собственному пути, самостоятельная жизнь отдельных голосов в композиции – вот что я пытаюсь воплотить в живописной форме».

Я всегда воспринимал Кандинского, как пионера синестетики в истории искусства, но было по-настоящему здорово узнать о том самом концерте, который оказал сильное влияние на творческий путь художника. Как основатель объединения «Синий всадник», Кандинский создавал и отстаивал работы, олицетворяющие собой духовную связь между цветом и движением, трансцендентность за пределами чувств и среды.

Автор текста: Ибиайи Бриггс
Перевод: Владислава Маркова

28 апреля 19:30. Самый нетривиальный концерт цикла «Кандинский150»

В «Центре искусств. Москва» продолжается цикл концертов, посвящённый юбилейному году Василия Кандинского. В рамках цикла среди шедевров живописи выступают самые актуальные молодые исполнители и звучит как классическая, так и современная академическая музыка. 1 июня в 19:30 в залах Центра прозвучит музыкальная программа с инструментами, никогда доселе не звучавшими в Центре вместе: арфа, флейта и альт Подробности здесь

Концерт№7
Исполнители:
Виолончель – Илья Рубинштейн
Электроника – Сергей Полтавский

Центр открыт

1200–1800

каждый день, кроме понедельника

Экскурсии:

group@artcentre.moscow

События:

event@artcentre.moscow