Искусство без границ: интервью с куратором Центра Андрианом Мельниковым

Главная / Интервью / Искусство без границ: интервью с куратором Центра Андрианом Мельниковым
Искусство без границ: интервью с куратором Центра Андрианом Мельниковым

Искусство без границ: интервью с куратором Центра Андрианом Мельниковым

Андриан Мельников – известный в среде коллекционеров арт-консультант, эксперт в области живописи, ресторатор, галерист, куратор, издатель. Мы поговорили с этим многогранным человеком, и узнали, в какое искусство сейчас следует инвестировать, в чем состоит задача куратора и как остановить внутренний монолог.

Про школу жизни

Чтобы узнать всё об искусстве и арт-бизнесе, я намеренно прожил целый год с фальсификаторами живописи. Я был молод и любопытен и просто наблюдал за этой бандой.

Никто не знает о произведениях искусства больше, чем люди, которые его подделывают.  С какой любовью и знанием дела они рассуждают о разнице в нажиме на кисть каждого художника. Как скрупулезно они изучают состав красок времён Ренессанса. Как дерзко они придумывают провенансы картинам.

Потом я вооружился полученными знаниями. Мы с командой создали лабораторию по экспертизе живописи, оборудованную по последнему слову техники. Здесь мы можем распознать даже самую качественную подделку. К нам часто обращаются владельцы картин, подписанных фамилиями именитых художников. Бывает, что нам приходится их разочаровывать.

Про эксперименты

Сегодня мы создаем музей будущего. Проект  «Центр искусств. Москва» я воспринимаю как масштабный эксперимент.  Это место, где история соединяется с современностью, классическое воззрение с технологиями и медиа будущего, и всё это для решения главной задачи любой музейной площадки – образовательной и просветительской коммуникации.

Все выставочные пространства «Центра искусств. Москва» мы погрузили в полумрак, чтобы акцентировать внимание на живописи. Специальная кадрированная подсветка, которая пока что мало где используется, фокусирует внимание зрителей на полотнах. Мы экспериментируем и с инновационными технологиями звука: деликатно «озвучиваем» сюжеты некоторых полотен при помощи узконаправленных звуковых излучателей.

Кроме того, мы постоянно работаем над усовершенствованием технологии голограммы. На сцене нашего театрального зала выступают примы Большого театра, а потом они растворяются в воздухе. С помощью голограммы мы раскрываем символизм картин: раскладываем картины на слои и образы. Вообще у нас творятся настоящие чудеса, и они удивляют не только детей, но и взрослых.

Экспозиция «Центра Искусств. Москва»

«Центр искусств. Москва» – это потаённые пространства в самом центре Москвы под улицей Волхонка. 2000 квадратных метров, наполненных подлинными шедеврами русской живописи и открытых для публичного посещения. Но их не так-то легко найти. Когда-то здесь были технические помещения бассейна «Москва». Теперь здесь Центр искусств.

Концепция экспозиции – показывать публике полотна из частных коллекций, которые никогда прежде не демонстрировались широкой аудитории.

Это первые в русском искусстве имена: Айвазовский, Репин, Шишкин, Нестеров, Васнецов, Левитан, Саврасов, Коровин, Петров-Водкин… Этот список можно продолжать бесконечно. Благодаря тому, что мы работаем с частными владельцами, а не с государственными образованиями, экспозиция выставочного пространства постоянно меняется. Одни картины возвращаются в коллекции, их места занимают другие. Даже если вы приходите в Центр снова и снова, вы никогда не обнаружите прежнюю экспозицию. За 2 года существования мы провели множество выставок: «Кандинский и современники», «Неизвестный Нестеров: этюды, живопись и графика Михаила Нестерова», «Шишкин: учитель и ученик», «Неизвестный Айвазовской», «Во Славу Отечества: выставка батальной живописи из дворцов императоров и князей».

Об основном инстинкте

Все мои проекты связаны с искусством. «Высокая кухня» – это тоже искусство. Мы с командой решили соединить его с искусством изобразительным. Таллинский проект «Art Priori» – это картинная галерея, в которой постоянно меняется экспозиция, это и ресторан, в котором готовят из локальных продуктов и постоянно экспериментируют в области кулинарии.

Процесс поглощение пищи, несомненно, связан с основным инстинктом человека. Но в окружении подлинных шедевров живописи, например, в окружении полотен Старых Мастеров, можно сделать этот примитивный процесс чем-то более осознанным, чем-то более возвышенным и, безусловно, очень приятным.

Про планы на будущее

Я хочу создать движение в современном искусстве, которое не призывает к разрушению, а созидает. Ещё я планирую организовать несколько выставок в ближайшие несколько лет.

2018 год – год культурного обмена между Россией и Японией. Мы с командой готовим выставку японских предметов искусства. Кроме того, мы ведем переговоры с возможными партнерами по поводу выставки западноевропейского искусства XV-XVII веков «Ковчег искусств». Это будет грандиозная экспозиция  коллекции живописи из частных собраний мирового уровня: Арчимбольдо, Брейгели, Кранахи, Дюрер и так далее.

Картины находятся в Европе. Мы хотим показать их в России и впоследствии организовать турне выставок за границей. Мы рассматриваем возможные варианты организации процесса и ищем партнеров. Мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству через эти и другие проекты.